Вымерзание плодовых деревьев зимой. Начало

Вымерзание плодовых деревьев зимой. Начало

Вроде бы и не так уж сурова была в Нечерноземье зима одного из прошлых лет, а плодовые деревья пострадали сильно. Достаточно было, по существу, одной лишь морозной ночи. Накануне Нового года температура вдруг снизилась до —40°, а в ряде мест и до —45° и ниже.

Тщательное обследование подмерзших садов и анализ полученных данных позволили установить, почему, попав в одинаковые условия, одни деревья пострадали очень сильно, другие — слабее, а третьи оказались поврежденными незначительно.

Дело в том, что характер и степень подмерзания деревьев при низких, но не критических температурах во многом предопределяются уже в предшествующем суровой зиме вегетационном периоде. А погодные условия лета сложились не совсем благоприятно для подготовки растений к зиме.

Солнечной радиации было примерно на 250 тыс. ккал меньше, чем обычно для Нечерноземья. Изобиловали пасмурные дни с осадками (в июне — 26, июле — 21, августе — 18). Это обусловило слабую фотосинтетическую деятельность листьев.

Если в обычные годы каждый квадратный метр площади листьев синтезирует 7—8 г сухого вещества, то в наблюдаемом году только 3—4 г — в два раза меньше. Погодные условия способствовали сильному распространению грибных болезней, в частности, парши.

Да еще, как нарочно, цветение было обильным, плодов завязалось много, питания им для нормального роста и развития недоставало. Росли они плохо, медленно и к моменту сбора оставались мелкими.

Затянулся рост побегов и нарастание новых слоев древесины на многолетних ветках. Урожай собрали поздно. На некоторых деревьях плоды задержались до снега. Деревья практически не имели возможности подготовиться к зиме надлежащим образом.

И вот на этом фоне — сильное понижение температуры. Естественно, там, где температура упала ниже критической для плодовых деревьев, они вымерзли практически полностью, независимо ни от сорта, ни от возраста, ни от их состояния.

Но там, где температура была близка к критическому уровню или достигала его (но не перешла), отмечалась разная степень повреждения деревьев и соответственно различная регенерация их в последующие годы.

Обследование больших садовых массивов, где были участки и отдельные деревья с различной степенью повреждений, позволило выявить ряд факторов, усиливших или, наоборот, ослабивших влияние низких температур.

Здесь, прежде всего, надо отметить роль рельефа. В западинах, в закрытых котловинах, в местах, где нет стока холодного воздуха или он искусственно прегражден постройками, слишком плотными посадками, лесом и т. п., в равной мере пострадали и молодые, и старые, и плодоносившие, и неплодоносившие деревья, причем независимо от морозостойкости того или иного сорта. Очень сильно подмерзли взрослые плодоносившие деревья на участках с близким залеганием грунтовых вод.

В садах на благоприятных участках деревья старых русских сортов, аборигенов, если можно так сказать, пострадали слабее, чем интродуцированные зарубежные. В лучшем состоянии оказались яблони таких сортов, как Коричное, анисы, Грушовка московская, даже Антоновка обыкновенная. В худшем — Лобо, Спартан, Мелба, Пепин шафранный. Порадовал любителей сорт Селигер селекции Петрова. Практически везде он перенес эту суровую зиму удовлетворительно.

Вновь посаженные двух- и трехлетние деревья, как правило вымерзли по уровень снега. Здесь, по-видимому, сказалась типичная для Нечерноземья плохая приживаемость, недостаточно сильный рост и слабая облиственность деревьев в год их посадки на постоянное место.

Деревья в возрасте до 10— 15 лет, вступившие или вступающие в пору плодоношения, отличались в сравнении с другими возрастными группами наиболее высокой морозостойкостью. Деревья в возрасте за 20—25 лет, например, имели гораздо большую степень подмерзания.

Типичным для них было сильное повреждение коры. Существенное влияние на характер и степень повреждений оказала нагрузка урожаем.
Те деревья, на которых было много плодов, пострадали сильнее, чем со слабой нагрузкой или совсем не плодоносившие.

Деревья с ослабленным ростом также подмерзали значительно сильнее, чем крепкие деревья с достаточно длинными годичными приростами. Наблюдения показали, что деревья, хорошо обрезанные за год или два до суровой зимы, отличались более высокой морозостойкостью, чем запущенные, длительное время не обрезавшиеся.

Положительное влияние на морозостойкость оказало сбалансированное почвенное питание. Чрезмерное увлечение азотными удобрениями, особенно на фоне повышенной влажности, усугубило подмерзание.

Содержание почвы под многолетними травами в конкретных условиях весьма влажного лета способствовало некоторому ее подсушиванию, и в результате степень подмерзания деревьев снизилась.

Длительное время считали и, по-видимому, не без оснований, что деревья на слаборослых вегетативно размножаемых подвоях менее морозостойки, чем на семенных. Однако, в конкретной ситуации все оказалось наоборот.

И в крупных промышленных садах, и у садоводов-любителей карлики и полукарлики при прочих равных условиях пострадали значительно меньше, чем высокорослые. Очевидно, здесь сказалось то, что на таких деревьях плоды созревают, а соответственно, и собирают их несколько раньше, чем на сильнорослых. Вегетацию они также заканчивают раньше.

Р. Кудрявец, доктор сельскохозяйственных наук

Источник: http://chudo-ogorod.ru          

myHouse.ru »

Темы: #деревья #деревьев #степень #температура #условия #практически #влияние #зиме

2011-12-7 18:52

Источник: myHouse.ru