Семь культовых стульев

Семь культовых стульев

Венский стул "Модель 14"
1859
Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия

tonet2.GIF Начнем обзор мебельных шедевров с того времени, когда слово "дизайн" может уже и было произнесено, но было совсем новеньким и нетронуто-блестящим. Середина 19 века, Австрия. Михаэль Тонет, мебельщик, в 1842 году запатентовал метод "гнуто-клеенной" технологии изготовления мебели, и с этого момента начался победный марш венского стула. Венских стульев было немало, как минимум 20 моделей. И каждая может вполне оправданно называться венским стулом. Тем не менее, среди всей этой гаммы есть стул, ставший действительно классикой - "Модель 14". Тонет довел эту модель до звенящего совершенства. Всего 6 деталей! Трехмерное гнутье позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной. Но не революционность технологии стала причиной бешеной и устойчивой популярности венского стула. Удобный, легкий и ажурный, он обладал незаменимым свойством - мог вписаться в любой интерьер органично и незаметно. А, кроме того, волшебным образом "исчезал" - стоило человеку сесть на него, и стул напоминал о себе только изгибом тела сидящего.

"Хилл Хаус", Стул для спальни
1902-03
Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия

makintosh3.jpg Макинтош, будучи одним из "отцов" британского модерна, определил для последователей направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным путем, успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих составляющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых - прямая линия и прямой угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула "Хилл Хаус" и у других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим эстетическим капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул предназначен специально для спальни. И становится понятно, что это не просто сидение, а очень полезный предмет обстановки. Это вешалка, на которой можно оставить головной убор и повесить одежду - горизонтальные перекладины весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая делит помещение на функциональные зоны. Это почти скульптура - вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со светом и отбрасывают тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.

Шезлонг Model B306
1928
Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Франция

Великий функционалист Ле Корбюзье при всей не бесспорности однозначно утилитарного подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к счастью, комфорт - тоже функция). Этот стул - уже почти лежанка, а не стул - как нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным, индустриально-жилым интерьерам. Незначительный, чуть намеченный завиток, оживляющий девственную плоскость стен и пола. Изгибы проверены и перепроверены пропорциями модулора - необязательно испытывать телом, доверяешь взгляду - будет очень удобно, валик в головах убеждает в этом так красноречиво…

Табурет 60
1933
Дизайн: Альвар Аалто, Швеция

Простой табурет, продаваемый миллионными тиражами. Он был запущен в производство в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво сохраняется и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени. Потому что они гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая технология, в результате - очень дешево в производстве. Есть дополнительное полезное свойство: складируемость. Табуреты составляются один поверх другого высокой стопкой. Очень удобно при дефиците жилого пространства. И технология, и идеология очень близки к венскому стулу. Так же, как "Модель 14", аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в интерьер. И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект. Мало того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный, - этакое солнышко в доме. Ножки - лучи. Материал - дерево - намек на экологичность. А если глубже копнуть эту тему, то, возможно, обнаружится множество других наслоений смысла и знаковости.

" Mezzadro"
1957
Дизайн: Ахилле и Пьер Джакомо Кастильони, Италия
В 1957 году, в Италии, на вилле Ольмо в Комо проходила выставка "Цвет и форма в сегодняшнем доме". Дизайнеры братья Кастильони представили на ней свою концепцию жилого интерьера. Нестандартные, временами причудливые сочетания вещей: вместе сосуществовали предметы обычные, "анонимного дизайна" и специально спроектированные. Идея коллажа присутствовала и в интерьере в целом, и в отдельных предметах. Квинтэссенцией коллажности стала забавная табуретка "Mezzadro". Непохожая ни на что, она в то же время навевает массу ассоциаций: то ли заводная игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. Все гораздо проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили его на стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный табурет. Со времени той выставки актуальность формы "Mezzadro" не уменьшилась. Эта почти полувековая "старушка" весьма органично смотрится в агресивно-молодежных интерьерах и, даже в ультрасовременных хайтековских.
В качестве примечания.
У табуретки "Mezzadro" есть "брат", представленный на той же выставке и достойный упоминания. Они очень разные по внешнему виду, но весьма близки по духу. Это табурет для телефонных разговоров "Селла" - "Седло". Способ его использования звучит замысловато: "сидеть стоя или стоять сидя". Велосипедное седло насажено на металлический стержень красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера. Получается своеобразная "неваляшка".
Кресло "Сакко"
1968
Дизайн: ПьероГатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, Италия

sacco.jpg Замечательный "мешок" итальянских дизайнеров, образец "антидизайна", бесформенный и (о ужас!) розовый. Хорошего дизайна, качественного дизайна к середине 60-х стало слишком много, и он начал утомлять. Радикальная молодежь предпочла делать "дизайн без вещей" - дизайн поведения. Они отказались от канонических методов проектирования и заменили их проектной игрой. В то же время, несмотря на "антидизайнерские" декларации, с точки зрения выполнения главной функции - удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами. Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо меняет ее для следующего пользователя. Эта идея эксплуатировалась последователями во множестве вариантов исполнения, пока не дошла до логического финала - "мешок" заставили застыть, выкачав из него воздух, и сохранили навечно отпечаток седалища хозяина (Идея: Рон Арад). Есть сомнения в эргономическом преимуществе подобного усовершенствования, но в этом действе присутствует нечто от арт-акции.

W.W. Stool
1990
Дизайн: Филипп Старк, Франция

stark22.jpgНечто космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев с изумительной серебристо-хайтековской текстурой. Cимбиоз экологического сознания и космических технологий. Творение "биомеханического дизайна", идея которого активно пропагандируется Старком. Этот табурет балансирует на грани и в физическом, и во временном, и в эстетическом смыслах. Как объект для сидения, он кажется очень хрупким и неустойчивым, но это только видимость. Он существует сейчас, он вполне реален, но все же он немножко "завтрашний", он кажется пришельцем из неизвестного интерьера будущего. Пока он только гость, он неорганичен в нынешних интерьерах. Материал подчеркивает искусственность, но форма живая, природная. Техника и природа не противопоставляются, а странным образом сосуществуют в этом предмете.

www.sreda.boom.ru

myHouse.ru »

Темы: #дизайн #стул #табурет #идея #boom #дизайна #sreda #сидение #модель #mezzadro #форма #ножки #удобно

2011-3-16 20:13

Источник: myHouse.ru