Шик, блеск, красота (часть первая)

Шик, блеск, красота (часть первая)

Кто виноват?

История стиля необычна, как и он сам. В его появлении замешано все, что творилось в начале XX в., и все, или почти все, кто тогда жил. Считается, что ар-деко вырос из модерна. Началось все, естественно, с художников. Постимпрессионисты, творившие в те времена, заразили декораторов чистотой и звучностью цвета, сюрреалисты - визуальной свободой. Тогда решено было поменять цветочный декор, характерный для модерна, на геометрические фигуры и ломаные линии популярного тогда конструктивизма. Во времена технического прогресса, когда на улицах стали появляться первые многоэтажки из железобетона, такая смена декоративных предпочтений была вполне логичной. Стал популярным разработанный художниками венского сецессиона геометрический орнамент из прямых линий, треугольников и кругов.

Близилась к концу Первая мировая война, люди начинали постепенно приходить в себя, бурно развивался кинематограф, становились популярными джазовые концерты. Это было время, когда менялось все: искусство, мода, стиль и ритм жизни, да и само ощущение времени стало иным. Появились автомобили и наручные часы. Впервые за всю историю человечества в моду вошли короткие женские стрижки. Подлил масла в огонь и наш Сергей Дягилев со своими "Русскими сезонами" в Париже, где балерины танцевали мало того что среди необычных декораций, так еще и не в белых пачках, а в цветных полупрозрачных туниках и шароварах. Понятное дело, вот такую бы красоту да у себя дома. У поклонников ар-деко уже тогда проявилась особая тяга к самобытным вещам. Список причастных к созданию ар-деко продолжили археологи, нашедшие в 1922 г. гробницу египетского фараона Тутанхамона. Это событие произвело фурор в обществе, и египетские мотивы тотчас же отразились в интерьерах.

Все вышеперечисленное прибыло в Париж, где в 1925 г. после долгого перерыва состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Decoratifs Et Industrie is Modernes). Сокращенное название выставки Art Deco в тот год не сходило с уст истосковавшихся за время войны по красоте европейцев. Ее стилистические веяния разлетелись по свету не только старому, но и новому.

Стиль звезд

На американцев выставка произвела такое впечатление, что они решили "раскрутить" эту тему. Владельцы крупных универсальных магазинов "Мейсиз" и "Лорд и Тейлор", дабы повысить спрос на современную мебель, устроили публичные экспозиции. Естественно, пуще всего откликнулся любитель всего публичного Голливуд, тогда веяния Art Deco стали называть стилем звезд. А где звезды, там и роскошь. Богатство визуальных образов - четкие графические формы, яркие цвета, золотые инкрустации. Экзотические материалы: слоновая кость, эбеновое дерево, кокос, перламутр, бамбук, кожа акулы и крокодила, даже шкурки ящериц. Хромированная мебель обтекаемых форм - дань любви к дорогим авто. Первый автомобиль фирмы Крайслер "Chrysler Air-Flo", пущенный в массовую продажу в 1933 г., оказался таким популярным, что его формы стали использоваться даже в дизайне холодильников и точилок для карандашей.

Веяния Art Deco были близки индустрии развлечений, которая использовала его внешние эффекты для создания ощущения прогресса, иллюзии благополучия и процветания "золотых двадцатых". В таком стиле не стыдно было оформить интерьеры модных кинотеатров, дорогих ресторанов, шикарных отелей и океанских лайнеров, таких как "Иль де Франс" (Ile de France) и "Нормандия" (Normandie), например. Тогда этот стиль называли риц (от англ. ritz - "роскошь").

Не роскошью, так формой Art Deco задуло и в дома победнее. Если убрать все изыски, очертаниями своими он был практичен и одновременно радовал глаз. Это был простой ответ на требование сделать красиво и удобно в промышленных масштабах. Геометричность стиля открыла эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Почти все домашние интерьеры тридцатых годов попали под влияние упрощенного модерна (streamline moderne) - и так его тоже называли. С тех самых пор к веяниям Art Deco стали относиться как к кричащему и безвкусному.

Еще три десятилетия пришлось ждать, чтобы окончательно и бесповоротно стиль стали назвать ар-деко. Считается, что окрестила его журналистка Хилари Гелсон, написавшая для "Таймс" статью, озаглавленную "Ар-деко", вышедшую в свет 2 ноября 1966 г. Тогда потихоньку он снова стал обретать все новых и новых поклонников, пока не достиг апогея популярности. На мебельном аукционе в Париже в ноябре 1972 г цены на предметы стиля ар-деко неожиданно взлетели вверх. Возрождение интереса к стилю было связано с модным тогда графическим дизайном, ассоциациями с кинолентами в стиле нуар (от фр. noir - "сумеречный") и очарованием тридцатых годов.

(продолжение следует)

PRO Недвижимость

myHouse.ru »

Темы: #ар-деко #deco #art #стиль #модерна #стиля #веяния

2011-3-16 16:23

Источник: myHouse.ru