Я иду по ковру…

Я иду по ковру…

«Ковер – прежде всего произведение искусства. Кто-то вешает на стену картину, купленную на вернисаже, кто-то – оригинал Ван Гога. С коврами абсолютно такая же история…», – считает известный коллекционер Марк Патлис. В незабвенные советские времена ковры стали атрибутом достатка и роскоши, но и с другой стороны символом захламленности и крикливости в интерьере. Что делать, в пору «хватай что видишь» многим было не до создания гармоничного внутреннего пространства. Но времена изменились, и, ковер возвращается в своих художественном и функциональном образах.

Сегодня ковровые изделия стали вновь популярны и используются не только для укрытия пола, но и в качестве отдельного аксессуара, как яркий акцент в интерьере. Огромный по площади ковер кладут на паркет в официальные залы для приемов или гостиные, а маленькие, уютные прикроватные коврики помогут начать утро «с той ноги». Корпоративная программа многих фирм делает ставку на комфорт для своих работников и посетителей. Именно по этому, офисы застилаются ковролином. В Челябинске существуют предприятия, где при входе на отдельный этаж офиса требуется снять верхнюю обувь, дабы не запачкать дорогое ковровое покрытие. Естественно, что для этого выделяются отдельные площади, куда не попадает большое количество посетителей.

Способы изготовления

Сегодня можно выделить четыре способа производства ковров и ковровых покрытий (тканый, иглопрошивной, иглопробивной, плетеный) и главная задача производителей: создать полотно, сочетающее в себе эстетические и функциональные свойства для создания уюта, комфорта и красоты.

Тканое производство – самое дорогое, т.к. на изготовление изделия требуется долгое время, кропотливая работа и дорогие материалы. Кроме этого, подготовка пряжи требует так же минимизированного машинного подхода. На изготовление большого ковра может уйти больше года: ведь это сотни тысяч завязанных узлов (от 2 до 300 на квадратный сантиметр). Есть и другой альтернативный способ ручного изготовления коврового покрытия. Мастер, используя специальную иглу, прокалывает основу полотна и получает на обратной стороне петлю длиной около 10 мм. Опытный ткач делает до 30 проколов минуту и, выпрядая узор, останавливается лишь для смены нити. Способ менее кропотливый, но не менее дорогой. При создании тканого ковра в основном используют натуральные волокна шерсти, в крайнем случае, дают примесь нейлона 20%. Основа и ворсовые нити тканого ковра – это обычно одно целое. А значит, при его эксплуатации и чистке основа не отслоится. Обычно такие изделия тяжелые, т.к. вес натурального ворса не может быть менее 1150 гр/м2.

В 50-е годы ХХ века американский инженер придумал машину для поточного производства ковров. Действовала она по принципу швейной, но работала здесь не одна игла, а множество. Такая технология получила название тафтинг или иглопрошивной метод. Данная технология позволила увеличить количественное производство ковровых покрытий и несколько удешевить их стоимость. Сегодня тафтинг – наиболее распространенная техника изготовления ковровых покрытий. Иглы в машине расположены очень близко друг к другу и каждая прокалывает тканую/нетканую основу. С изнанки специальные крючки подхватывают петлю и не дают ей плотно затянуться. В массе получается петельчатый ворс.

В некоторых случаях крючок оснащен режущим лезвием и петля расстригается. Получается стриженый ворс. Тафтинговое изделие может быть несравненно легче тканого – вес ворса колеблется от 280 до 3000 гр/м2. Далее с изнаночной стороны петли закрепляются на основе с помощью латекса и вторичной основы. Баланс оптимальной стоимости производственного изделия позволил использовать их в офисах, банках, концертных залах и других общественных зданиях. Состав тафтинговых покрытий различен. Именно по этому они не боятся сырости, устойчивы к истиранию, прекрасно переносят чистку и долгое время сохраняют первозданный цвет.

Сделанный по иглопробивной технологии ковролин больше похож не на ковер, а на фетр. Изготовление его, как правило, происходит из полипропилена в разном процентном соотношении. Именно по этому такое покрытие имеет высокие эксплуатационные характеристики и часто используется в офисных помещениях. Процесс изготовления «пробивных» покрытий производится модифицированными иглами в которых нет ушка для нити, а сделаны зазубрины. При классическом движении иглы вверх-вниз эти иглы прокалывают «сэндвич»-полотно, состоящее из слоев штапелей (небольших пластов волокон длиной 10 см), между которыми заложен холст. При качественном полотне 2,5 см2 выдерживают от 800 до 1200 ударов. Волокна с изнанки закрепляются клеевой основой, латексом или резиной и проходят через пресс. Фактурный рисунок на полотне получают путем «выбивания» отдельных участков волокон, согласно нужному рисунку. Иглопробивные ковровые изделия имеют самую низкую стоимость.

На самом деле не важно, каким способом изготовлено ковровое полотно, важно соблюдение производственного процесса, качества и количества ворсового составляющего. К тому же крупные производители постоянно совершенствуют методы обработки ковролина, улучшая его характеристики по износоустойчивости, тепло- и звукоизоляционным показателям.

Я иду по ковруВолокно и пряжа

Волокна для изготовления коврового покрытия могут быть натуральными и искусственными. К натуральным традиционно относят лен, джут, сизаль, кокосовые волокна, хлопок, шерсть и шелк. Для использования натуральных материалов важно знать их происхождение. Ведь, допустим, шерстяные волокна, полученные от новозеландских или английских овец считаются самыми лучшими. Качество спряденной пряжи играет не менее важную роль. Если она выработана и спрядена плохо, то ковер быстро вышаркается, потеряет цвет и приличный внешний вид. Однако шерстяной ковер прочный, эластичный и противопожарный. Недостатки же: низкая пятностойкость, накапливание статического электричества, гигроскопичность, а значит подверженность гниению. Кроме этого, исторический враг шерсти – моль.

Из гигантских листьев агавы получают волокна сизаля, которые удивительно прочны и от природы антистатичны. Способы переплетения волокон позволяют создать различные фактурные поверхности. Закрепляют волокна с изнаночной стороны слоем латекса. Облегчает уход за таким покрытием – специальная пропитка.

Из однолетнего растения семейства липовых, путем вымочки получают джут. Это грубое, прочное волокно, которое прекрасно окрашивается. Но это природный материал и, к сожалению, недолговечный, т.к. подвержен иссыханию или, напротив, воздействию микроорганизмов, если находится в помещении повышенной влажности. В настоящее время изготавливают искусственный джут из полипропилена, который более устойчив к внешней среде. Следует помнить, что при укладке ковра на джутовой основе пол будет подвергаться механическому трению и получит царапины.

Хлопковые волокна используются в ковровом производстве ограниченно. Хлопок абсолютно не устойчив к истиранию и быстро теряет привлекательный вид. Часто хлопок совмещают с искусственными волокнами, а изделия из него предназначаются для ванных комнат, где важно его водопоглощающее качество.

С помощью филеры, через которую продавливают пульпу целлюлозы, получают вискозные волокна. Затем проводят операцию по их затвердеванию химическим путем. По своим свойствам вискозные волокна сходны с хлопковыми.

На сегодняшний день популярными для производства ковров являются полиамидные и полипропиленовые волокна. Самым дорогим стал нейлон (полиамид), учитывая его свойства: упругость, антистатичность (достигается добавлением графитового состава или металлического волокна), высокую износоустойчивость, противопожарность. Нейлоновые волокна хорошо окрашиваются в различные оттенки и «держат» цвет. Волокна фирменных производителей (BASF, DuPont, Solutia) гарантированно обладают грязеотталкивающими свойствами, т.к. покрыты тефлоновым составом. Полиамидный ворс подвергаются различным способам обработки, за счет чего меняется фактура цельного конечного коврового полотна. Полиамид можно использовать как самостоятельный материал, так и в качестве добавок к шерстяным или пропиленовым основам. Различный вид волокон (петлевое, разрезное, смешанное), их толщина и плотность, позволяет использовать такие покрытия для разных помещений: от офиса до домашнего интерьера. Они очень просты в уходе. Что интересно, полиамидные волокна не приминаются под воздействием тяжести мебели, колес офисных кресел.

Полипропиленовые волокна имеют отличную пятностойкость. Нити такого волокна гладкие и грязь не может проникнуть вглубь структуры. Но в тоже время готовые полипропиленовые изделия невозможно окрасить. Чтобы получить цветное волокно краску добавляют в рабочую массу, а уж потом получают волокна. Зато если уж они окрашены, то это надолго. Полипропилен сминаем, но зато плотен. Он дешев, а соответственно и изделия из него. Ковролин из полиамида может быть одно- и многоуровневым, петлевым и разрезным.

Наиболее приближенным к нейлону считается полиэфирное волокно. Производство ковровых изделий из него было налажено в 60-е годы ХХ века. В отличие от нейлона, полиэфир гораздо дешевле, может быть гладким и матовым.

В середине прошлого века популярность в текстильной промышленности приобрел акрил. Это мягкий материал, на ощупь напоминающий шелковую шерсть. В настоящее время в ковровом производстве он используется умеренно, т.к. имеет тенденцию к скатыванию. Часто его соединяют с полиамидом, что обуславливает его износостойкость.

Слои коврового покрытия

Как правило, ковровый «сэндвич» состоит из четырех слоев:

– ворсовая пряжа;

– простегивающаяся основа;

– грунтовое закрепляющее;

– вторичная фиксирующая цельное полотно основа из текстильного пласта или латексной пены.

Виды ковровых покрытий

Крупнопетлевое покрытие, получившие название бербер. Ранее изготавливалось из неокрашенной шерсти молодых овец. Позволяет создавать на плотнее рельефные геометрические рисунки. В наше время чаще используют смесовые волокна – шерсть и синтетику. Это позволяет увеличить износостойкие качества и облегчить уход за ковровым покрытием.

Петлевое покрытие может быть одно– или двухуровневым, т.е. участвуют петли равной или различной высоты. Тем самым количество узоров и фактур не поддается точному счету. За петлевым покрытием легко ухаживать, грязь плохо проникает между волокнами, т.к. петли плотно прилегают друг к другу.

Я иду по ковруТехнология изготовления высоковорсного ковролина (петля и разрезанная петля одной длины) может соединять секции неразрезанных (ниже) и разрезанных (выше) петель – это техника «спрятанной» петли. А своеобразное плетение сходное с ткацкими узорами достигается техникой пересекающейся разрезанной петли.

В средневорсном покрытии представлены петли различной высоты, они не перекрывают друг друга, а тем самым создают узор на ковровой поверхности.

Бархатная и приятная на ощупь фактура, созданная посредством рассечения плотного петельчатого ворса и распушением называется велюр. Поверхность такого ковра выглядит однородно, стильно и дорого. К сожалению, часто велюровый ковер трудно пропылесосить. За счет этого уход за ним несколько трудоемок.

В некоторых случаях ковровое покрытие прошивают фактурной или грубой пряжей, получая дополнительно простеганное покрытие overtufted.

Часто на ковровом покрытии с одноуровневыми петлями делают печатный рисунок. На белое тафтинговое полотно делают цветную печать. Используют растительные, абстрактные или детские рисунки. Петля не дает проникнуть загрязнениям вглубь скрученных ворсинок и износоустойчива. Поэтому, цвета такого покрытия не тускнеют долго время.

Существует текстурное полотно, получившее название фризе. Пряжу для его изготовления скручивают и обрабатывают термически, оно долговечно и износостойко. Разновидность фризе – саксони. У этого покрытия ворс всегда вертикальный, не перепутанный между собой. Соединение видов ворса в одном изделии позволяет создавать замечательные в своем роде коллекции, необычные на вид, порой, обращающие на себя центральное внимание в интерьере.

Специальное покрытие для ванных комнат, бассейнов, яхт, кемпингов, детских площадок, террас, саун, соляриев называется искусственная трава. Изготавливается только из синтетических волокон. Несет в основном эстетическую функцию, но в некоторых случаях выполняет безопасную (против скольжения). Искусственную траву можно эксплуатировать в экстремальных для ковровых покрытий условиях: снег, дождь, град. Уход простой – грязь отлично удалиться пылесосом или струей воды.

Сейчас большую популярность приобрела ковровая плитка. Данный вид материала укладывается свободно, нет необходимости его клеить. Такие ковровые плитки можно перемещать и заменять. Структура их довольно гибкая, не дает усадки, не ломается и не рвется.

Выбор коврового изделия

Спальная комната: велюр, саксони, петельно-резаный с большим процентом натуральных волокон.

Холл, лестница: одноуровневый петельный, велюр, фризе.

Гостиная, столовая: практически все виды, кроме офисных вариантов.

Детская комната: практически все виды, ставка на экологичность, избегать высоковорсных покрытий.

Офис: петельный одноуровневый ковролин с большим содержанием синтетических волокон.

Галина Шевелева-Тимофеева

Источник: www.stroyka74.ru

Фото shutterstock.com

myHouse.ru »

Темы: #волокна #изделия #покрытий #ковер #время #покрытие #волокон #изготовления #покрытия #петли #ковровых #коврового #ковра

2011-3-16 16:35

Источник: myHouse.ru