Хозяин пространства

Хозяин пространства

Мы в гостях у Вадима Цыганова в одной из деревень, затерянных в вечерних снегах Подмосковья. Уже при подъезде к дому увиденное превосходит предполагаемое - старое, ныне утраченное понятие русской усадьбы, похоже, возрождается именно здесь: с пристройками и домами для чад и домочадцев, работников мастерской, студией звукозаписи, прудами с рыбами и лебедями, и прочая, и прочая. С порога поражает масштабность творческой деятельности хозяина - не одно-два дохленьких мебельных изделия, а вся мебель в доме, переплеты окон, двери, пороги, сундуки - дело рук Вадима Цыганова.

Дверные проемы разгораживают не фабричные портьеры, а рукотворные ткани с аппликациями мехом, кожей и иными изысканными вставками. Откуда-то доносятся обрывки музыкальных фраз. «Музыканты репетируют», - поясняет хозяин.

Хозяин - самое верное слово для определения сущности Вадима Цыганова. Обстоятельный, надежный, сверхработоспособный, щедрый и неутомимый - вот эпитеты, которые легко угадываются в его мебели тоже.

- Я начал заниматься мебелью совершенно неожиданно для себя лет семь назад, когда купил этот дом. Он оказался слишком большой по обычным меркам - а я захотел именно такой, где много пространства, много масштаба. И, конечно, это пространство надо было заполнять. Первую мебель из цельного дерева я привез из Объединенных Арабских Эмиратов - вот она стоит.

Мебель похожа на слабое подобие того, что сейчас делает Цыганов - тяжелые предметы из дуба, неровные края, инкрустации и неистощимая игра фантазии.

- Потом я случайно увидел где-то в окрестностях Балабанова, как везут на спичечную (да, это только в России вековой дуб могут переводить на спички!) фабрику огромные стволы деревьев - оказалось, дубы с Курской дуги, в стволах полно осколков, и для фабричного производства и переработки они не годятся. Я купил 500 кубометров, вот сейчас эти запасы постепенно подходят к концу.

Для собственного дома хотелось сделать свою мебель. Первые попытки наткнулись на отсутствие знания технологии - как, например, искусственно состарить древесину, как крепить отдельные детали и т.д. Но приятно было узнать, почитав труды известных мебельных изготовителей, что мои методы оказались не хуже. Конечно, сейчас я использую и другие технологические наработки - зачем лишний раз изобретать велосипед, если кто-то уже прошел технологические этапы до меня?

Ну вот, сделал я несколько кресел. Лавки, стол, еще кое-что - а потом понаехали друзья и все порастащили к себе. Я сделал снова - и тот же результат. Тогда пришлось начать работать на заказ - вот до сих пор и делаю.

- Вам нетрудно работать для других людей? Ведь надо же понять внутреннюю сущность заказчика, угадать, что именно он хочет?

- Нет, нетрудно. Я рисую, обговариваю основные моменты, прошу иногда даже человека, чтобы он сам мне хотя бы приблизительно нарисовал свои пожелания. Обычно все получается хорошо - к обоюдному удовольствию и моему, как автора, и заказчика. Довольно часто предметы интерьера «вслепую» находят хозяина - например, очень многое расходится из дома на подарки. Вот Путину к 50-летию кресло подарил. Он сказал, что это был самый лучший подарок из всех.

cig2.jpgКонечно, самый лучший подарок - тот, который сделан собственоручно. Но уж, когда выполняется вручную все: кресла готические, как для короля Артура, и кресла охотничьи, с вставками из шкур и рогов, напоминающие о добытых трофеях, окованые металлом пудовые сундуки, где, кажется, откроешь крышки - и блеснет тусклым золотом царская парча или загорятся самоцветные россыпи, и колонки для музыкального центра оплетены узорочьем, растущим, как ветви деревьев - и переплеты окон в стиле артнуво, то бишь модерн по-русски - и рунические письмена на оружии - и тут же нерунические письмена на старинных чеченских кинжалах...

- Кинжалы я привез из Чечни, мне их подарили военные за спонсорскую помощь (роту одел в амуницию).

- Откуда черпаются идеи?

- Отовсюду. Вот кинжалы, какие-то ерундовые для постороннего взгляда предметы покупаю на блошиных рынках в Европе, что-то всплывает из кинофильмов, что-то вижу в музеях. Импульсом к творчеству может быть все, что угодно.

- А вещь рождается сразу или нет? Муки-то творчества бывают?

- Бывают. Иногда предмет возникает, как искра вспыхивает, - раз, и все! А иногда годами ждешь, чтобы вещь проявила себя до конца. Даже сейчас иной раз прохожу мимо, вижу что какой-то элемент выполнен не так - поправляю. Потом несколько предметов видел во сне готовыми - просыпаюсь и скорей-скорей доделывать, пока не забыл! Вещи рождаются, как стихи - растут, как растения.

Я - человек-планер - увидел что-то значимое для меня - возникает идея, и отправляюсь в полет.

- Отдавать не жалко? Я знаю многих художников, которым трудно расставаться со своими произведениями - а вам?

- Ну нет! Не жалко, скорее, наоборот - раньше мне говорили «Ах, какие хорошие стихи ты написал, не отдавай. Лучше не напишешь!», а я знал, что если не отдам - будет творческий застой. Так и тут. Все должно двигаться, видоизменяться - и это касается не только моей мебели, но и всей жизни в целом.

- Вы по биографии художник? Как вообще складывалась жизнь изначально?

- Н-ну... Наверное, в три года я уже имел основу нынешнего характера - вот эпизод. Чужие люди угостили бараниной, мне очень хотелось. Но я отказался и заплакал, - стыдно было брать у чужих. Потом в четыре года утащил в детском саду понравившуюся игрушку - тоже очень сильно хотелось, забросил ее тут же в кусты от лютого стыда...

- Вас кто-то наставлял, что так вот - нехорошо, а так вот - хорошо поступать?

- Нет. Характер - это работа. Мой характер - полностью моя заслуга. И еще, мне всегда казалось, что за мной кто-то незримый наблюдает - так ли я поступаю, как надо.

Потом Вадим учился в детской художественной школе, где больше всего по душе были лепка и скульптура: работа с моделированием пространства. Закончил театральный институт. После чего вполне осознанно ушел в армию - хотя можно было и не ходить. Служил, между прочим, на границе нашей Родины в роте прикрытия. Никаких сомнений по поводу выполнения гражданского долга не испытывал.

- Вы уверенный в себе человек, это видно. На чем основана внутренняя свобода?

- Свобода - это когда деньги лежат в одном банке, а ты занимаешься творчеством совсем в другой области. Ведь мебельный бизнес, который сейчас по обороту перекрывает мою шоу-деятельность, два года назад окончательно сформировался как приносящее доход дело. Но отношения к самому процессу создания мебели я из-за этого не поменял. Меня не интересует фабричный поток или штамповка по готовым накатанным образцам, имеющим коммерческий успех. Меня вообще не привлекает смена творческого процесса на отношения товар-деньги. Интересно только творчество как таковое.

- При взгляде на некоторые ваши вещи у меня возникло ощущение, что они на меня смотрят, как хищник, который подстерегает - то ли хозяина, который его укротит, то ли...

- Да, верно. В каждом из нас сидит маленький ребенок, который хочет обладать чем-то, что добавит ему могущества - прирученым тигром или динозавром, например. Мои вещи для людей незаурядных, с сильным характером. Кстати, среди заказчиков почти нет женщин.

- Вы щедры на художественные идеи, участвует ли в творческом процессе жена - певица Вика Цыганова?

- Конечно. Вика специализируется по дизайну - особенно по материалам. Кроме этого, она сейчас занялась модельным бизнесом - готовит серию от кутюр - одежду из мехов. Кстати, тоже все зародилось с ее собственного плаща с леопардом - как моя домашняя затея с мебелью преобразилась в мебельную мастерскую. Начинаем для себя - а получается для всех.

- Ну, конечно, не для всех. А были забавные случаи связанные с вашей мебелью?

- Да! Вот Жириновский купил у меня кресло «Ягуар» и устроил в Думе шоу: созвал пресс-конференцию в абсолютно пустом, без стульев-столов, зале - поставил только «Ягуар». Сел в него и вел пресс-конференцию - а журналисты стояли полукругом, как на коронации. Большой шутник.

- Легко с было ним работать?

- С ним да. Я вообще стараюсь не работать с людьми, которые неприятны - отказываюсь сразу.

Вадим Цыганов любит людей. При такой душевной щедрости, которая перехлестывает через край, он живет несколько жизней параллельно: тут и студия звукозаписи, и продолжается продюсерская работа, и мебель - и три разноцветные кошки вокруг попугая в клетке, который по необъяснимым причинам вдруг при нас заговорил человеческим голосом, хотя всю жизнь до этого разговаривал на своем, птичьем. Здесь же, за городом, живут мастеровые-мебельщики. Сюда же приезжают на репетиции музыканты. И мы, журналисты.

- Вы не устаете от людей?

- Иногда. - Вадим мягко улыбается, но чувствуется, что особенно не устает. Поток энергии, который протекает сквозь него, усиливается, как только усиливается поток его собственной отдачи - идет бесперерывная подпитка.

Вокруг дома ничего не охраняется - правда, где-то в сторонке у беседки лает кавказская овчарка, но скорее так, на луну для развлечения, чем для острастки.

Она добрая, и завели ее для души, а не для охраны. В доме и вокруг полно народу - все свои - так чего охранять?

Его творческая жизнь идет циклами - сначала поработал актером, но понял, что - это не его, сменил на режиссуру, потом работал с «Ласковым маем» и продюсировал Викины программы, сейчас - мебельный цикл, и уже видно зарождение следующего - дом Цыгановых, который разрастается, как лесной массив, достраивается и перекраивается, уже перешагнул свои собственные границы.

- Хочу попробовать себя в ландшафтном дизайне, сделать коллекцию оружия, поработать над автомобильным дизайном. Вот еще будем вместе с Викой думать над меховой линией одежды.

Мне нравится преобразовывать пространство, нравится постоянно его видоизменять, чтобы вокруг шло движение. Застой - это творческая гибель, а я люблю интересную и насыщенную жизнь.

Маша Гусева.

Материал предоставлен журналом "ДЕКО", N 2'2003

ДЕКО - первый в России журнал дизайнерских предложений для семейного творчества.

Профессиональные советы тем, кто любит эксклюзивные решения в интерьере и не боится самостоятельно воплощать творческие задачи. Несложные художественные приемы, подсказанные нашими авторами помогут украсить дом и предметы быта, вдохнуть вторую жизнь в любимые вещи, создать неординарный дизайн одежды и аксессуаров для отдыха и занятий спортом.

Журнал ДЕКО поможет организовать семейный досуг, наполнить его общими интересами, развить способности ваших детей.

ПОДПИШИСЬ на журнал ДЕКО!

Подписка в любом отделении связи по каталогу «Роспечать» (индекс 82154 - стр. 132)
или в Интернете по адресу www.rosp.ru

myHouse.ru »

Темы: #мебель #деко #предметы #иногда #вещи #работать #цыганова #хозяина #дом #что-то #кто-то #пространства #купил

2011-3-16 15:02

Источник: myHouse.ru