Городская квартира - приют спокойствия и вдохновения

Городская квартира  - приют спокойствия и вдохновения

При глобальном подходе архитектор делает все, начиная от фасада, ландшафта и кончая дверной ручкой. Так строил русский народ, и так творили великие зодчие прошлого.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В давние времена основным строительным материалом было дерево. Особенно русские мастера любили мелкослойную по годичным кольцам сосну - из нее получались самые прочные срубы. Жилище состояло из двух помещений: холодных сеней и теплой части. Затем прибавилось еще одно холодное помещение для ночлега в теплое время года - горница. Сени же оставались всегда - как переход от улицы к жилой части дома. Это прообраз современных замкнутых прихожих, без которых квартира для русского человека немыслима. Планировка избы (теплого помещения) определялась положением печи (отсюда выражение "плясать от печки", т.е. начинать с самого начала). Вся домашняя деятельность в холодное время сосредоточивалась вокруг русской печи. В ней готовили, на ней спали, лечились и сушили одежду, кроме того, она вентилировала помещение. И сейчас для русских кухня обладает особенно притягательным уютом -именно на кухне, даже неудобной, маленькой, происходят самые задушевные разговоры, люди раскрепощаются и начинают вести речь о самом главном.

Почти вся мебель была встроенная: полати и лавки изготовлялись после возведения избы, но размещение и крепление предусматривалось сразу в конструкции дома. По диагонали от печи располагался красный угол. Там висели иконы, стояли стол и скамьи. В силу долгости зимы теплый дом был необходим и занимал в жизни и душе русского крестьянина особое, очень важное и дорогое место. Его любовно украшали затейливой резьбой на наличниках, воротах и в интерьере. Особенно любили вырезать солнце - символ жизни, источник радости и тепла. Русский дом всегда был открыт для соседей и для "странных людей". Гостеприимство и сейчас еще свойственно русскому народу, поэтому в интерьере всегда предусматривается пространство для приема гостей.

Позже стали строить каменные, кирпичные, наконец, бетонные дома, и всегда образ здания диктует внутренний образ. Если это исторический дом, как правило, модерн, то и внутри тоже должен быть - модерн. Русский модерн связан с именем Ф.О.Шехтеля. Задумывая и строя здания (Ярославский вокзал, особняк Рябушинского в Москве), он решал технологические и планировочные процессы, определял облик интерьера. Модерн главенствовал до начала XX века. Потом начался супрематизм, кубизм в живописи и конструктивизм в архитектуре. Ярчайший представитель конструктивизма - К. С. Мельников. Он не только оформлял технические решения, он сам находил их. Например, для автобусного парка в районе Казанского вокзала он придумал новую технологию отстоя автобусов, в соответствии с которой сделал планировку и фасады. Для клуба Русакова он разрешил проблему размещения зрителей: три зрительных зала вывел объемами на фасадную часть здания. Уникален его собственный дом в Кривоколенном переулке: два сопряженных цилиндра, а внутри мастерская с ромбовидными стеклами, которые дают свет от пола до потолка. Над мастерской он разместил солярий. Продумал нетрадиционное отопление. Мельникова можно назвать главным дизайнером в архитектуре.

В сталинскую эпоху все строительство должно было быть "весомо, грубо, зримо". Таковы были индустриальные стройки, такой подход превалировал и в отношении жилых домов. Правда, внутри объемно-планировочное решение их достаточно убого, помещения тесноваты, хотя и с высокими потолками. Но все-таки триада архитектуры - прочность, польза, красота - если и была нарушена, особенно в последней части, то все же не так, как в хрущевских пятиэтажках, которые в достаточной степени оправдали поговорку "нет ничего более постоянного, чем временное". В 60-70-е годы построили множество 9-этажных домов с пятиметровыми кухоньками и проходными комнатами; санузел отделили от ванной комнаты, но максимально сэкономили на их просторности. В западных странах есть тип жилища "гетто для малоимущих", так вот наши Черемушки 50-60-х годов или упомянутые выше дома, которые строились целыми районами в эпоху строительного жилищного бума, аналогичны этому гетто. Да, людей выселили из подвалов, бараков, но загнали в другую проблему - психологически замкнутого пространства, которое никоим образом не решает задачу жилищного строительства и, если хотите, дизайна. В Измайлово, например, были подвалы с приямками и двухэтажные бараки с удобствами во дворе, но хрущевские квартиры столь же угнетающе.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ РАССУЖДЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К счастью, сейчас уже не строят таких домов. Нынешние стандартные квартиры имеют более сносные параметры, хотя в идеале на каждого человека должно быть примерно 50 кв. м пространства.

Однако стандартная квартира не может подходить каждому. Люди учатся, женятся, рожают детей, стареют, обретают внуков. Ясно, что у студента и, например, у семьи с двумя детьми требования к жилью совершенно разные. Конечно, лучше всего было бы, если бы человек мог 5-6 раз за жизнь при каждой крупной в ней перемене сменить место жительства. Но сейчас, к сожалению, наша страна бедна и не может позволить каждой семье так организовывать свою жизнь. Не секрет, что по крайней мере 70% населения не могут позволить себе купить даже относительно дешевую квартиру. Так и получается, что либо семья получает более-менее удобную квартиру уже перед пенсией, а до этого ютится в каких-то маленьких малогабаритных помещениях, либо квартира дается человеку практически на всю жизнь.

Сейчас существует два принципиально разных типа жилища: загородный дом и городская квартира. Если семья живет в загородном особняке, то для работающих в городе членов семьи подошла бы квартира в доме-машине, сделанном японским архитектором Кишо Курокава. Его дом-машина состоит из капсул, вставленных в один несущий ствол. Каждая капсула - квартирка, куда жилец приходит помыться, переспать и перекусить. Остальное время он на работе.

До войны были сплошь кирпичные дома. Теперь в основном бетонные, поскольку бетон позволяет строить быстрее и намного увеличивать этажность. Бытует мнение, что бетонные стены вредны для здоровья, что жители деревянного или кирпичного дома, чувствуют себя лучше. Подтверждающих это мнение фактических данных нет, во всяком случае опубликованных. К тому же подавляющая часть городского населения живет именно в бетонных домах. Пока не доказано обратного, будем считать, что бетонные стены не вреднее кирпичных. А вот что касается конструкций, то бывают раз и навсегда заданные, такие, которые невозможно переделать, особенно в бетонных монолитах. Лучше всего на стадии проекта подыскивать потенциальных покупателей и аж обсуждать с ними все планировочные решения. Как правило, именно планировочные решения ведут за собой и внутренние дизайнерские.

В 90-х годах начали строить дома-полуфабрикаты. В этих домах возводят только несущие стены, да и те изнутри не отделывают. Оставляют некоторый простор и для крепления сантехнического и отопительного оборудования. Это метод Shell & Core, т.е. свободной планировки. Затем согласовывают с покупателями внутреннюю планировку квартир и после этого завершают строительство. Это дома-эксклюзивы, квартиры в них не каждому по карману.

Большинство все же имеет типовые стандартные квартиры в длинных бетонных многоэтажных домах. Мы уже говорили, что образ дома диктует внутренний образ. Что же диктует многоэтажка? Ответим так: если и не машину для жилья, то и не дворцовый интерьер. Дворцы в городе - это странное решение. Такие интерьеры хороши в своем частном доме со своим участком и без соседей. Часто люди не могут потянуть такой интерьер даже не финансово, а морально. Конечно, 4 кв. м прихожей и 5 кв. м кухни, 1 кв. м для санузла - это абсурдно мало; такое было на рубеже пятиэтажек, когда уменьшали все объемы. Люди психологически хотят больше. Укрупнение - в принципе нормальный подход, но он не должен быть гипертрофированным. Все должно быть функционально. Если в семье два человека, то 6 кв. м для прихожей достаточно. Если семья с детьми или стариками, то нецелесообразно совмещать санузел. Раньше за это ругали, теперь, наоборот, стремятся к совмещению, не задумываясь, насколько это удобно. Конечно, если в квартире один жилец, то почему бы и не заключить саноборудование в одно помещение, но тогда зачем, скажем, холл в 20 кв. м? Сейчас идет какая-то странная борьба за огромные пространства. Но будет ли чувствовать себя защищенным человек в 50-метровом зале со стандартным потолком 2 м 70 см, даже иллюзорно приподнятым, да еще и на зеркальном паркете? Оптимальная площадь замкнутого пространства, при которой человек не чувствует себя в тесной камере, но и не теряется в бескрайней степи, - 20-25 кв. м. Причем комната не должна быть круглой или овальной - трудно решаются проблемы акустики; неудобен и квадрат; лучше всего прямоугольник с соотношением сторон - 21:34 или близко к этому. Это соотношение называется золотым сечением, оно наиболее часто встречается в природе у растений и считается идеальным выражением пропорции. А человек - вечный ученик природы, хотя и не очень благодарный. Высота потолков желательна 3 м, а если ниже, то не имеет смысла устраивать в комнатах подиумы или чердаки.

Вообще же, человек чувствует себя гармонично, когда он на природе. Необходимо иметь какой-то кусочек земли, где можно заниматься психорегуляцией. В городской квартире тоже есть некоторые возможности общения с природой: комнатные растения, аквариум, птицы, домашние животные. Но все это не заменит работы в саду или прогулки по лесу, да и собственного, пусть даже маленького деревянного дома; и овощи с подоконника не идут ни в какое сравнение с овощами с собственного огорода.

Что касается отделочных материалов, то, конечно, предпочтительно использовать природные экологически чистые - это дерево, керамика, стекло, натуральные ткани.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Выше были высказаны общие пожелания. Конкретика же состоит в том, что среди множества типовых стандартных квартир вы не найдете двух одинаковых. Любое пространство несет в себе неповторимый отпечаток его обитателей. Помните, в "Мертвых душах" все дома были похожи на своих хозяев, например: "... каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!" или "И я тоже очень похож на Собакевича!". И самодовольный Собакевич чувствовал себя вполне комфортно.

В условиях заданной квартиры совсем не просто подчинить себе пространство, сделать так, чтобы каждый квадратный метр использовался с толком, весь интерьер отвечал потребностям хозяев. Как это ни странно, многие люди не любят свои квартиры, устают от них, в душе возлагая вину на утомляющих домочадцев или, если человек живет один, на одиночество. На самом деле 90% вины можно смело возложить на собственное неумение организовать имеющееся пространство. К сожалению, большинство из нас , не только не умеет грамотно приспособить жилплощадь к своим нуждам, но и не отдает себе в этом отчета. А этот момент очень важен. Должно быть место на Земле, где чувствуешь себя своим, любимым, защищенным... Почему бы не сделать таким местом свой дом, свое пристанище? Если вас в вашей собственной квартире постоянно обуревает раздражение, например вас раздражает, что нет подходящего места для любимых растений, предметы домашнего обихода вечно оказываются в самых неподходящих местах, а антресоль наполовину пуста из-за того, что неудобно в нее залезать, у вас достаточно комнат, а вам негде уединиться, потому что везде толкутся домочадцы, или книгам уже и на полу места не хватает и вы не знаете, куда их деть, хоть выбросить, и так далее и тому подобное, перечень можно продолжать до бесконечности, - если все это вам знакомо, не пожалейте денег, позовите специалиста, сначала хотя бы для консультации.

Сейчас очень много объявлений о дизайнерских услугах. Дизайн - понятие размытое. Речь может идти о только декораторских услугах, вам же, возможно, нужно двигать стены. И то, и другое называют дизайном. Вам нужен архитектор, который, исходя из ваших потребностей, пожеланий и возможностей, предложит несколько вариантов планировки. Такая консультация включает несколько бесед, замеры, потом советы, кого куда поселить, что переделать, и варианты планировки в виде эскизных чертежей, и стоит примерно 400 у.е. (для трехкомнатной квартиры). Если у вас есть деньги и вам понравилась работа архитектора, он же может порекомендовать отделку и мебель, т.е. взять на себя заполнение интерьера. Если хозяин не хочет или не может переделывать имеющиеся стены, то советы зонированию помещений, цветовое и световое решение и приблизительный подбор материалов могут обойтись в 100 у.е.

Архитектор-дизайнер должен уметь проектировать дома, знать законы гармонии и эстетики и приемы, позволяющие строить гармоничные композиции. Он также должен разбираться в особенностях зрения, слуха и психики, знать физические параметры человека. Он должен создать жилье именно для его хозяев, в соответствии с их образом жизни, привычками, вкусами. Иной раз приходит очень талантливый серьезный архитектор и меняет все в квартире по своему вкусу. В результате получается очень интересный интерьер, грамотный с точки зрения объемно-планировочных решений, с замечательными творческими находками. Но люди, прожив там два-три месяца, чувствуют себя некомфортно и продают квартиру. Это есть искусство ради искусства: архитектор потешил свое тщеславие, создал великолепную картину, она обошла все журналы, но люди там жить не могут. Это бывает потому, что архитектор не обращал , внимание на потребности именно хозяев квартиры.

А дизайнер прежде всего должен думать о функциональности своего творения. Это понимали уже в древности, конечно, не употребляя слово "дизайн".

Так что не стесняйтесь подробно рассказать архитектору-дизайнеру о своем образе жизни, вкусах, привычках, пожеланиях. Интерьер делают сами хозяева, архитектор - только помощник.

Пространство всегда решается в зависимости от состава семьи. С заказчиками разговаривают очень долго: надо "влезть в их шкуру", понять привычки, характеры, темпераменты. Огромное значение имеет профессия и хобби. Нужен ли отдельный кабинет, библиотека, может быть, кому-то из членов семьи необходима мастерская, в которой надо уместить верстак, а может быть - просмотровый зал. Отвечая на эти и подобные вопросы, архитектор формирует концепцию квартиры, стержнем концепции является главная идея пространства: либо это библиотека, либо обеденная зона для семьи и приема гостей, а может быть, аудио- и видеотехника. Руководящая идея квартиры - это основная нить, на которую, как бисер, нанизываются другие, подчиненные ей решения. Например, люди помоложе обычно любят четкие, чистые линии и цвета, хромированный металл без фактуры, совсем молодые часто боятся чистых стен, им хочется обязательно их чем-то завесить, закрасить, они любят громкую музыку, значит, надо продумывать акустические задачи. Люди постарше предпочитают спокойные тона и плавные линии, им достаточно фактурных стен, мягко освещенных поверхностей.

Есть люди, которые каждые 5 лет, а то и чаще, хотят сделать ремонт. Стремятся как можно больше изменить в квартире, меняют не только стены, полы и потолки, но и даже библиотеку. А есть дома, в которых сто лет свой уклад, и там все так скомпоновано и решено, что если дом не развалится, то интерьер еще 200 лет останется в принципе тем же, да еще и наложение культурных слоев каждого поколения дает свой отпечаток. Жильцы таких домов дорожат именно тем, что есть, и не хотят коренных перемен. В таких квартирах и архитектору не хочется ничего менять.

Еще раз повторим, что удачное решение интерьера поровну зависит от хозяев и архитектора-дизайнера. Хозяева должны хорошенько присмотреться и прислушаться к себе и четко сформулировать задачу. С другой стороны, очень важны такие качества архитектора, как профессионализм, мировоззрение, умение грамотно общаться с людьми, проникнуться их заботами и четко донести до них свой замысел.

Приведем конкретный пример: одинокая женщина проживает в квартире с двумя небольшими комнатами и маленькой кухней. Днем она находится на работе, а вечерами и в выходные дни к ней часто приходят друзья. Поэтому ей требовалось удобное пространство для приема гостей и изоляция собственной спальни. Входная группа ее не интересовала, санузел и ванную она тоже не хотела переделывать. Таким образом вся проблема сводилась к совмещению комнаты и кухни. Казалось бы, сломать перегородку и все. Но архитектор пошел по другому пути. Сначала подыскали кухонную мебель, которая понравилась хозяйке, а уже после этого стали объединять помещения. В итоге получилась кухня-столовая в 20 кв. м, причем с проходами, отдельными от санузла и ванной. Хотелось сделать кухню-столовую больше, но тогда пришлось бы сузить проход, что неудобно для гостей.

Бывают квартиры с низкими потолками, комнатами-клетушками, разделенными толстыми несущими стенами, да еще и окна смотрят в квартиры соседних домов. Здесь, конечно, глобальная реконструкция неосуществима. Остаются только зонирование и декораторские решения. Какие-то помещения можно объединить арочными проемами. Потолки зрительно приподнимаются, если сделать карнизы, использовать обои с продольными полосами, особым образом расположить источники света. Пространство можно зрительно увеличить за счет использования зеркал, приемами подсветки и т.д. Большое значение для восприятия пространства имеют мебель и ткани. Есть множество приемов отделки, которые формируют нужное восприятие. Конечно, это в большой степени иллюзия, решение чисто зрительных, эмоциональных проблем, но если нет другого выхода, то приходится прибегать и к такому решению.

Можно вообще практически изолировать квартиру от окружающего мира: сделать искусственную вентиляцию, а в окна вставить витражи. Возможно, кому-то подойдет и этот вариант.

Каждый обустраивает жилище по своему вкусу. Кто-то выбирает классику, а кто-то - хай-тек. Один любит зеленыйцвет, а иному по нраву красный. Надо учитывать и то, что слепое копирование природы не всегда получается удачным. Например, очень красивы а красные ягоды земляники в зеленой траве, но попробуйте применить точно такое же сочетание, скажем, в одежде или в шторах и вы увидите, что необходима некоторая корректировка. Человечеством уже выработаны приемы, позволяющие создавать гармоничные интерьеры, они известны профессионалам. Мы не ставили своей задачей подробный рассказ о них - это слишком обширная тема. Нам важно было обрисовать общие проблемы создания интерьера и убедить читателя в необходимости грамотной организации квартирного пространства.

Ваша квартира - это ваш мир, и очень важно, чтобы вам было приятно жить в нем.

Н. Л. ЛЕБЕДЕВА

myHouse.ru »

Темы: #квартиры #архитектор #квартира #пространства #пространство #дом #квартире #решения #стены #интерьер #семьи #домов #особенно

2011-3-16 19:32

Источник: myHouse.ru