ФИЛИПП СТАРК. Диктатура радости.

ФИЛИПП СТАРК. Диктатура радости.

Но в мире "тотального дизайна" есть человек, вполне способный послужить идеалом универсального творца. Можно прожить целый день, а то и всю жизнь в спроектированном им доме, сидеть на его мебели, пользоваться исключительно предметами, вышедшими из-под его карандаша, отправиться в путешествие на придуманном им транстпорте - и не испытывать недостатка ни в чем - кроме разве что авторского шоколада. Все это - Филипп Старк.

Он с одинаковым энтузиазмом берется за любой проект, но если вы считаете, что он "всеяден", то глубоко заблуждаетесь. Его принципиальной позиции могут позавидовать многие моралисты от искусства: "Мы не работаем на производителей оружия, крепкого алкоголя или табака, мы не работаем в сфере религии и не работаем с теми, кто использует деньги из сомнительных источников, - что становится все более и более сложным..."

Для всего остального мира Филипп Старк работает. Расстояния и часовые пояса для него, кажется, не существуют. Он строит в родной Франции, в Мексике, Японии и США, выполняет заказы итальянских, германских, английских и бог знает каких еще производителей. И все это он делает в испанском местечке Formentera, в доме, который, по словам самого хозяина, "обращен фасадом к Средиземному морю, посреди пустоты, без воды и электричества". Старк находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторы мобильного телефона и ноутбук, благодаря которым он осущствляет "управление через отсутствие" своим "чрезвычайно компетентным парижским офисом".

Так Старк получает столь необходимое ощущение отстраненности от мира,Ю который так в нем нуждается.
Сальвадор Дали считал, что для того, чтобы быть гением, необходимо всего два условия: первое - родиться в Испании, а второе - называться Сальвадором Дали. Перефразируя художника, можно сказать: чтобы быть гениальным дизайнером, надо родиться во Франции (желательно в Париже) и называться Филиппом Старком. Оба эти условия счастливо совпали 18 января 1949 года, когда в Париже в семье Старк появился на всет мальчик, которого родители назвали Филиппом. ВСе состоялось.

Отец Филиппа был авиаконструктором, и чертежные инструменты стали первыми игрушками будущего мастера. Уже в 18 лет Старк основал свое первое проектное бюро, которое занималось рекламными надувными инсталляциями. Потом была учеба в художественном колледже, ну а дальше... Тысячи объектов, интерьеров, построек, более пятнадцати международных премий в области дизайна и архитектуры, первая из которых, Oscar du luminaire-80, наверное, и самая символичная - "за свет".

Даже когда Старк непосредственно не работает со светом, то есть не проектирует, например, освещение для бутика HUGO BOSS в Париже или новую настольную лампу, вроде знаменитой однорогой ARA, свет все равно наполняет его объекты. И не важно, пробивается ли он к вам сквозь теплый лак деревянной спинки кресла или кожаную обивку дивана, бликует ли на стеклянной скатерти стола Fiam "Illusion", - Старк заставляет все свои объекты светиться улыбкой, как улыбается маленький телевизор Thomson ZEO.

Филипп Старк - шутник, о нем трудно говорить серьезно, но уж когда он серьезен, его следует воспринимать с тем вниманием, которого он заслуживает. В течение четырех лет к его шуткам и весьма деловым советам прислушивалась одна из крупнейших высокотехнологичных компаний - THOMSON. Придя туда на должность художественного директора, Филипп Старк перевернул с ног на голову всю дизайнерскую и маркетинговую политику и помог THOMSON осуществить прорыв не только на французском, но и на мировом рынке. Вот что сам Старк рассказывает о своей тогдашней деятельности: "Они просто разучились использовать свои способности на пользу другим. В качестве "дружелюбного внутреннего врага" мне пришлось исследовать возможности фирмы, ее дистрибьюторскую сеть, чтобы вернуться к отправной точке их деятельности - к обслуживанию людей. Приходилось даже отказываться от многих привычных слов. Например, фирму собирались переименовать в TCE ("Томсон потребительская электроника"), и я спросил: "Ну, и кто из вас хочет быть потребителем электроники?". Мне посчастливилось работать с выдающимся менеджером Аланом Престатом, который схватывал мои мысли на лету. И мы выбрали название THOMSPN Multimedia. Алан делал ставку на мультимедийные технологии, а я хотел донести до владельцев фирмы мысль о многообразии путей, которыми может следовать компания, сохраняя нравственные основы бизнеса. Для чего делать красивые телевизоры, если все, что вы можете увидеть на экранах, - полное дерьмо?..

Я запретил произносить на совещаниях слово "потребитель" и потребовал заменить его словами "мой друг", "моя жена", "моя мать" или "я сам". Совсем не одно и то же говорить: "Это - дерьмо, но для потребителя сойдет", или "Это - дерьмо, но для моей дочери сойдет..." Вдруг вы понимаете, что с таким подходом нельзя больше мириться. Огромная задача выполнена с помощью символической замены одного лишь слова.

Девиз "От технологии к любви" также ставил маркетинговую и психологическую задачи, которые я старался решить в THOMSON. Я полностью переформулировал проблему. Мы стали говорить, что технология сама по себе лишь средство для достижения конечной цели - гуманности, фундаментальным критерием которой является любовь."

По материалам журнала DESIGN Illustrated

myHouse.ru »

Темы: #старк #филипп #thomson #говорить #работаем #париже #дерьмо

2011-3-16 18:56

Источник: myHouse.ru