Это - Этторе Соттсасс!..

Это - Этторе Соттсасс!..

Самые важные вещи в жизни Этторе Соттсасса - ведические трактаты, которые он готов перечитывать вновь и вновь, размышляя о сансаре, бесконечном круге жизни; романы его любимых русских писателей Льва Толстого и Ивана Тургенева; поэзия Сапфо и французских романтиков. Да, и еще он не представляет собственной жизни без дизайна, о котором может думать всегда и везде - в ванной, в машине, за рабочим столом, разговаривая по телефону...

Этторе Соттсасс - человек-гора, живая легенда, классик, герой и кумир дизайнеров и архитекторов разных возрастов и национальностей. Он - самая постоянная величина в хаотичном мире современного арт-дизайна. Его творческое наследие безгранично, многогранно и не всегда поддается строгому анализу и четкой идентификации. Особенно если речь идет об оригинальных арт-объектах, расширяющих наши представления о смысле и назначении вполне знакомых предметов. Тем не менее Соттсасса издавна цитируют, успешно копируют, изучают и переиздают. То, что он создавал в далекие 70-е годы, бойкие дельцы перепродают сегодня на аукционах за баснословные суммы. Все эти вещи - лампы, стулья, детские чашки, стаканы для молока и коробки непонятного назначения не кажутся нынешним эстетам смешными или старомодными. Этторе Соттсасс опередил свое время.

Он родился в 1917 году в Инсбруке, пережил две войны, тюремное заключение в Сараево, ужасную нищету первых послевоенных лет... После окончания политехнического института в Турине Соттсасс мечтал о творческой свободе и независимости. Тогда же он основал в Милане собственную дизайнерскую студию, дела в которой шли совсем не так хорошо, как ему хотелось. В конце 50-х руководство компании Оlivetti пригласило Соттсасса на должность советника по дизайну. Идеи молодого дизайнера были встречены благосклонно, и важные боссы предложили Соттсассу постоянное место с полным рабочим днем и приличным окладом. Он отказался. Он понимал, что, согласившись, утратит главное богатство художника - чувство свободы. Соттсасс предложил "встречный план": управляющие Оlivetti открывают новое подразделение, в котором все администраторские функции будут выполнять сотрудники компании, а он обязуется активно поставлять в него новые проекты, сохраняя при этом внештатные, договорные отношения с Оlivetti. Предложение оказалось разумным и своевременным, и важные боссы согласились. Это была первая и самая убедительная победа Соттсасса. Проектная студия на улице Мандзони, 14, вскоре превратилась в авангардную творческую лабораторию, самое модное место встреч независимой и передовой молодежи Милана. Для Оlivetti Соттсасс создал дизайн первого универсального компьютера Elea 9000, компьютерной системы ТС, варианты офисной мебели Synthesis 45, а также модели пишущих машинок Praxis, Тekne, Editor. Сегодня самую любимую машинку секретарш, Valentine, уже не встретишь ни в одной бухгалтерской конторе, зато ее можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Valentine стала музейным экспонатом так же, как и многие другие вещи Этторе Соттсасса. Авангардные конструкции, модели светильников и телефонов, живут в самых разных музеях мира: в НьюЙорке, Париже, Денвере, Иерусалиме...

Сотрудничество с Оlivetti принесло Этторе Соттсассу успех и некоторое признание в дизайнерских кругах. В то время он действительно чувствовал себя первопроходцем. Он пытался постичь предельно сложный и непонятный мир электронных вещей, которые казались такими холодными, загадочными, мистическими и не способными подчиняться... Какими они должны быть и как должны выглядеть, чтобы служить человеку долго и надежно? Соттсасс одним из первых искал "золотую середину" между внешней формой предмета и его функциональностью. Сегодня он говорит, что тогда примером для себя избрал Ле Корбюзье, великого проповедника функциональности.

В 1961 году в жизни Этторе Соттсасса произошли очень важные события. Он отправился в путешествие, которое изменило его мировоззрение и взгляды на задачи и сущность самого дизайна. Соттсасс отправился на Восток. Он посетил Индию, остров Цейлон, Непал, Бирму. Это был очень странный маршрут для молодого человека, получившего воспитание и образование в стране со строгими католическими традициями... Соттсасс был ошеломлен новым прекрасным миром, в котором люди живут неторопливо и спокойно, в гармонии с окружающей природой: "Я понял, что Восток для западного человека - это путь, который позволяет забыть об опасности существования, преодолеть наш страх перед жизнью. Именно там я осознал, что самое важное в жизни - это сама жизнь, а будущего не существует..." Но жаркие восточные страны стали всего лишь началом его пути, Этторе Соттсасс мечтал увидеть Америку...

Страна эмигрантов и неограниченных возможностей произвела на него ничуть не меньшее впечатление. Он побывал на западном побережье Америки, где попал под влияние бунтарского творчества Боба Дилана и Джека Керуака. Его поглотил Нью-Йорк - бешеным темпом жизни, магазинами, где можно купить старую одежду и рваные джинсы, голливудские кинофильмы и поп-арт в блестящем исполнении Энди Уорхола... Соттсасс словно увидел две стороны одной и той же медали: бедность и изобилие, верность традициям и полное их уничтожение, бесценные произведения искусства и жалкие пластиковые стаканы из-под кока-колы... Одним словом, в Италию вернулся совсем другой Этторе Соттсасс.

В середине 60-х в Милане в галерее "Сперон" он показывает большую коллекцию керамики под впечатляющим названием Menhir, Ziggurat, Stupas, Hydrants and Gas Pumps. Основная идея - "мирное сосуществование" религиозных, ритуальных предметов и товаров широкого потребления. Коллекцию встретили более чем прохладно. Сам Соттсасс, похожий на хиппи, длинноволосый, звенящий бубенцами на индийских браслетах, был как-то избит юнцами-люмпенами в одном из темных переулков Милана...

"В самом начале своей карьеры я был слишком агрессивен и самонадеян, - вспоминает сегодня Этторе Соттсасс. - Я мог думать только о вековом функционализме вещей и пытался найти самый функциональный стиль... С годами я обрел новый источник вдохновения. Я просто задал себе вопрос, а что бы я мог предложить обществу, людям, которые меня окружают? Все мои последующие упражнения в дизайне - поиск ответа на этот вопрос".

В 70-е годы Этторе Соттсасс занимается "радикальными" экспериментами. Он разрабатывает модели мебели для компании Poltronova, керамику для Bitossi. В результате бесконечных опытов появляются необычные предметы. Соттсасс словно воссоздает вещи такими, какими они рождались миллионы лет назад, какими их могли видеть и представлять древние, весьма далекие от современной цивилизации люди. Он поет гимн цвету и смело облекает свои чайники и вазы в странные и загадочные формы. Иногда кажется, что эти предметы придумывают дети: невозможно поверить, что все это - дело рук взрослого и весьма уважаемого человека... Так, модель Don Lamp красноречиво свидетельствует о страстном увлечении дизайнера яркими цветами и причудливыми формами. Эта лампа образца 1977 года выпущена итальянской компанией Stilnovo и невероятно похожа на задумчивого человека в шляпе. В том же самом году появился настольный светильник Valigia Lamp в образе дамского саквояжа на ножках. Соттсасс реконструирует старые, хорошо знакомые нам вещи, шутит и постоянно заводит зрителей в тупик. При этом он сохраняет удивительную способность смотреть на давно известные предметы свежим детским взглядом, и именно поэтому его торшеры летают в воздухе, рассыпаются на составные части, как фейерверк, и даже складываются в гармошку, как модель Hikary 1976 года - это несколько пластинок, соединенных между собой металлической проволокой.

10 мая 1980 года в Милане в небольшой нотариальной конторе было официально зарегистрировано рождение новой компании - Sottsass Associates. Партнерами 62-летнего дизайнера стали молодые и мало кому известные дизайнеры Марко Дзанини, Альдо Чибик, Маттео Тун и Марко Марабелли. Новоиспеченные компаньоны были поразительно непохожи "Вода и пламень не так различны меж собой": угрюмый, замкнутый дизайнер с мировым именем и жизнерадостные, в пиджаках немыслимых расцветок, молодые и амбициозные люди... Публика недоумевала: что случилось с маэстро? Великий Соттсасс всегда работает в одиночку и рьяно отстаивает собственную независимость... Все объяснил сам Этторе Соттсасс, выступив с неожиданным признанием: "Если честно, то мне всегда хотелось работать в сотрудничестве с кем-то... Когда я был молод, мне никто не помогал и приходилось рассчитывать только на себя самого. Наступило время, когда я сам хочу быть кому-то полезным. Я верю, что вместе мы сможем делать выдающиеся вещи..."

Как и следовало ожидать, совместная работа партнеров началась со скандалов и взаимных обвинений... Тем не менее, спустя год, на первой выставке Мemphis молодые коллеги Соттсасса показали свое собственное видение современных арт-объектов. Компания Sottsass Associates первой объявила, что будущее - за проектированием новых жилых помещений, в которых люди смогут работать и отдыхать, чувствуя себя легко и свободно. Соттсасс и его единомышленники отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Однако уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие известные компании, как Мandelli, Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели станков, телевизоров, фенов для волос. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы, решали многие технические вопросы самостоятельно. Именно в тот период Соттсасс придумал керамическую вазу Тerevas1. Сегодня стоимость этой вещицы достигает нескольких миллионов долларов, а на вид - всего лишь детская пирамидка, игра в стереометрию, эксперимент с чередованием цветов и форм...

В 1985 году Этторе Соттсасса провозгласили лидером и духовным учителем всех последователей течения "новый дизайн"... но ему вдруг стало скучно. Он понимал, что свою главную задачу уже выполнил и теперь пора заняться чем-нибудь другим. Архитектурой, например...

Исследователи творчества Этторе Соттсасса единодушно признают, что дизайнер окончательно "повзрослел" с наступлением 90-х годов. Он больше не увлекается яркими цветами и странными формами, его дизайн стал более зрелым, продуманным и техничным. Компания под его руководством связана контрактами с такими солидными заказчиками, как Siemens, DuPont, Аbel Print... Время споров, сражений и непрерывного поиска истины минуло. На вопрос о том, какие из прошлых проектов принесли ему большее удовлетворение, Соттсасс никогда не отвечает, ведь жизнь - это непрерывный процесс, постоянный переход от простого к более сложному... "Одно я знаю абсолютно точно, - говорит великий Соттсасс, - хороший дизайнер должен придумывать вещи, приносящие удачу, и строить дома, которые защищают людей..."

По материалам www.taburet.ru

myHouse.ru »

Темы: #соттсасс #этторе #соттсасса #вещи #компании #оlivetti #модели #человека #время #дизайн #важные #известные #sottsass

2011-3-16 14:39

Источник: myHouse.ru