Дизайнер Павел Каплевич: 'По большому счету, я - дилетант'

Дизайнер Павел Каплевич: 'По большому счету, я - дилетант'

Ему повезло больше, чем многим. Он родился и вырос на море, в Туапсе. Этот город и сейчас не входит в число бесспорных центров цивилизации, а уж сорок лет назад и вовсе был заштатной дырой. Здесь никогда не было и не будет Привоза, Оперного театра, памятника Дюку Ришелье, Молдаванки и Пересыпи. В Туапсе никогда не жила Ассоль, и по его улочкам не бродили колоритные герои Грина. Здесь не погиб смертью храбрых Нахимов. Этот город даже не стал базой для убогих лермонтовских контрабандистов, чей жалкий бизнес был походя порушен Печориным. Зато ослепительное южное солнце так же сушило морскую соль на мальчишеских телах, как в Одессе, Феодосии, Севастополе и Тамани. А море дразнило, манило, дубасило в шторм, размаривало в штиль. Море учило быть нежным и сильным, великодушным и свирепым - таким, как оно само...

045.jpg Он три года работал в театре "Школа современного искусства" Анатолия Васильева. Как художник по костюмам и декоратор создал свыше сотни спектаклей. Работал художником во всех постановках Владимира Мирзоева, у Галины Волчек поставил "Вишневый сад"... - Мне постоянно интересно открывать новые профессии. Столько всего перепробовал. Был художником по костюмам. Потом стал делать и декорации. Безумно интересно работать в кинематографе. Продюсировать. Среди любимых работ - "Горе от ума" с Олегом Меньшиковым, "Нижинский" с Меньшиковым и Феклистовым, "Хлестаков" с Мирзоевым и Сухановым. А в последнее время страшно нравится работать с интерьером. Удивительно, но почти все получается. Хотя я, по большому счету, дилетант. Дизайнерскому искусству обучен не был, да и художественное училище не заканчивал. Иногда хочется поучиться чему-нибудь, но вдруг приглашают преподавать, и как раз в то учебное заведение, в котором хотел бы поучиться. Главная идея того или иного спектакля, интерьера, костюма рождается в первые три минуты, как только я увижу помещение или прочитаю сценарий. Хотя, повторю, ничему такому не учился. Я актер, в сущности дилетант широкого профиля.

047.jpg Работать со мной, наверное, сложно. На меня бесполезно оказывать какое-либо давление или диктовать исполнение решений, которые я не приемлю. Но я стараюсь не доводить ситуацию до конфликта и зачастую просто отказываюсь работать над проектом...

Дилетантизм, или кажущийся непрофессионализм (в теоретическом смысле), в исканиях Павла Каплевича как раз и базируется на его актерском профессионализме. Каждая новая область деятельности для него - новая роль. И, как каждый высококлассный актер, он начинает искать в ней неповторимые особенности, штрихи, не забывая об индивидуальности характера. Как и в роли, в профессии невероятно сложно понять и уловить главное, нащупать хребет. Каплевичу это удается. Он не только вживается в новое дело, он стремится довести его до совершенства, до того непереносимого блеска, который присущ лишь ему. Он готов вкалывать сутками над тем, что ему интересно. И в то же время ограничивается десятком фраз архитекторам, работающим над проектом не слишком его волнующим. Его независимость, в том числе и финансовая, позволяет браться лишь за безусловно интересные ему идеи.

Ко мне обратились мои друзья с просьбой продумать интерьер магазина "Депо". Площади там большие, и как только я все это увидел, тут же возникла идея поставить сюда паровоз...

Возможно, в этом паровозе воплотилась мечта Каплевича актера сыграть роль вождя мировой революции, прибывающего на Финляндский вокзал. А может быть" это вовсе и не ленинский локомотив, а прибытие поезда братьев Люмьер. Не знаю. Павел ответил на этот вопрос уклончиво.

043.jpgСказать, что я занимаюсь только магазинами (одной из своих удач считаю сеть магазинов оружия "Кольчуга"), было бы неправильно. Я с большим удовольствием работал над интерьером кинотеатра "Победа" на Абельмановской улице, оформлял рестораны "ZOO", "Лабардане" в театре Маяковского, "Старая мансарда" на улице Усачева. В "Старой мансарде", кроме ресторана, пришлось заниматься и оформлением спортивного центра. Интересно. С точками общепита вообще работать интересно. Ведь ресторан, по сути, тот же театр. И все посетители в нем - актеры. Каждый стремится сыграть свою роль и от декораций зависит очень многое. Я предлагаю посетителям свой сценарий пьесы, а уж роли разбираются по желанию и наличию таланта. Кому-то больше по душе роль разбойника или загулявшего купчишки третьей гильдии, кому-то - чопорного аристократа. А можно сыграть и свидание Штирлица с женой...Настроение и пищеварение - вещи тонкие, сложные, и я их непременно учитываю, когда работаю над проектом. Я должен так срежиссировать свою часть в этой постановке, чтобы посетитель, оглянувшись вокруг, с восторгом и радостью отдал деньги. А задача максимум - чтобы он пришел сюда еще не один раз и друзей привел. А если серьезно, я хочу и стремлюсь к тому, чтобы люди чувствовали себя в моих интерьерах спокойно и уютно. Все-таки ресторан - это театр особого рода. Гастрономического...

В Торговом центре "Охотный ряд" магазин "Царская охота" действительно выделяется. Нет смысла описывать витрины с всадниками, волками и куропатками. Миллионы посетителей это видят. Здесь непременно фотографируются соотечественники и иностранные гости столицы. Ядреная старорусская кондовость, в хорошем смысле слова, завораживает. А детей от витрины за уши не оттащишь. Популярности магазинного зазывалы v егеря стрельца - могут позавидовать двойники Ленина и Брежнева, тусующиеся неподалеку у Исторического музея. Сделано все на самом деле классно. А идея как всегда лежала на поверхности. Уровень второго этажа соответствует уровню Москвы XVI столетия... А что касается посетителей, то кто из нас не мечтал когда-то оказаться на месте Ивана Васильевича Бунши и Жоржа Милославского. Если бы еще и банкет был оплачен...

048.jpg Что такое идея вообще? Способность первым уловить то, что не смогли увидеть другие, и заставить их поверить, что твое решение единственно правильное. Лично ты можешь испытывать сомнения, терзаться, не спать ночами, но раз ты предложил свою мысль и убежден в ее правильности, необходимо идти до конца, постоянно совершенствуя и оттачивая детали, выверяя по миллиметру свое золотое сечение истины.

В буфете театра им. Станиславского уютно и хорошо. Кстати, о Станиславском. Как все знают из учебников истории, любимым изречением Константина Сергеевича была крылатая фраза: "Не верю!". Так вот Павлу верят Олег Меньшиков, Валерий Гаркалин, Петр Фоменко, Анастасия Вертинская, Галина Волчек, Рената Литвинова, Петр Мамонов, Нонна Мордюкова. Десятки любимых и известнейших актеров, режиссеров, композиторов и тысячи обыкновенных людей. По одной простой причине:

Каплевич делает дело. Истово, целеустремленно, фанатично. По-настоящему, как профессионал.

Копылов Дмитрий

myHouse.ru »

Темы: #работать #midom #дилетант #interdom #роль #идея #проектом #море #работал #каплевич #павел #большому #счету

2011-3-16 19:37

Источник: myHouse.ru