Акилле Кастильони - вечно молодой, вечно удивлённый

Акилле Кастильони - вечно молодой, вечно удивлённый

Умение восхищать и удивлять - великий дар, но умение делать это на протяжении более 50 лет - дар исключительно редкий. Аккиле Кастильони родился в 1918 году, и во всей его жизни единственным предсказуемым поступком стало поступление на архитектурный факультет миланского Политехнического института. Два его старших брата уже сделали подобный выбор и Акилле решил поддержать новую семейную традицию.
Когда он окончил институт, братья уже имели своё проектное бюро. В 1945 году Акилле и Пьер Джакомо начинают работать отдельно от старшего брата Ливио, лишь время от времени привлекая его к сотрудничеству. Творческий тандем был на редкость прочным и плодотворным, предел ему положила лишь преждевременная смерть Пьера Джакомо в 1968 году. Совместная работа братьев Кастильони в течение двадцати пяти лет оказывала серьёзное влияние на итальянский дизайн. Это именно они основали в середине века миланскую выставку "Триеннале" и Ассоциацию индустриального дизайна АDI, а в 1954 году учредили премию «Золотой циркуль», и поныне пользующуюся устойчивым авторитетом во всём мире.
kastiliano6.jpg
Однако общественная деятельность, сколь бы ни была она успешной, всегда оставалась лишь логичным продолжением радостной работы Акилле Кастильони-проектировщика. О его необычайном трудолюбии и фантастической творческой энергии свидетельствуют даже сухие цифры: девять «Золотых циркулей», четырнадцать предметов, выставленных в престижном Музее современного искусства в Нью-Йорке. О других наградах и почётных званиях мы скромно умолчим.
Для дизайнерской фантазии Акилле Кастильони рамок не существовало. Он проектировал и мебель и посуду, и электроприборы. Мастер считает, что «задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства»
Будоражить и удивлять братья Кастильони начали ещё в 50-е годы, когда превратили пылесос — коробку с хоботом — в образец органичной скульптуры. Революционная модель Spalter (для фирмы REM) легко катилась по полу. А прикрепив ремни, её можно было повесить на спину и тогда уже делать уборку буквально гуляючи. В дизайне пылесоса Акилле и Пьер Джакомо нашли ту магическую формулу, благодаря которой предмет смотрелся технически впечатляющим, внушающим доверие, был удобен для потребителя и одновременно легко вписывался в домашнюю среду.
kastiliano2.jpg
В 1957 году братья провели выставку «Формы и цвета в современном доме», на которой демонстрировалась мебель, выполненная из готовых вещей. Иными словами, Кастильони перенёс в область дизайна то, что Марсель Дюшан делал в сфере изобразительного искусства. Американский поп-арт неуклонно завоёвывал итальянский дизайн, толкая к избавлению от старых канонов. Например, знаменитый стул Mezzadro, присутствующий во всех известных музеях мира — от Нью-Йорка до Иерусалима — первоначально был сделан из тракторного сидения. У табуретки "Mezzadro" есть "брат", представленный на той же выставке и достойный упоминания. Они очень разные по внешнему виду, но весьма близки по духу. Это табурет для телефонных разговоров "Селла" - "Седло". Способ его использования звучит замысловато: "сидеть стоя или стоять сидя". Велосипедное седло насажено на металлический стержень красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера. Получается своеобразная "неваляшка". Для своего времени этот дизайн оказался слишком новым и непонятным. В производство модели были запущены лишь в 1983 году такой солидной и передовой фабрикой, как ZANOTTA.
Или ещё одно знаменитое создание Акилле Кастильони, отмеченное наградой «Золотой циркуль» ,— Allunaggio (1965 г.). Задуманный как садовая мебель, Allunaggio похож на гуляющее по лужайке животное. «Он не агрессивен и не громоздок. У него минимальное количество ножек — три, чтобы не мять травы», — говорит Акилле. И в этих словах слышится одновременно практичный рационализм и заботливая взволнованность. Allunaggio — один из многочисленных предметов, спроектированных Кастильони не по заказу производителя, а спонтанно, в порыве творчества.
kastiliano4.jpg
По словам владельца фирмы ALESSI, лучший способ привлечь Акилле к работе — подбросить идею, которая развеселит его и удивит. Именно так возник проект столового набора из графинчиков для масла и уксуса: «С маслом вечная проблема: открываешь крышку, держишь в руках, не зная, куда её деть» - говорит Акилле и находит простое и забавное решение: благодаря противовесу крышка открывается, едва вы наклоните графин. «Осознание радости, которую испытал дизайнер, создавая вещь, приносит радость и тому, кто ею пользуется» - вот основной принцип работы знаменитого итальянца.
kastiliano3.jpg
Кастильони часто черпает свои идеи из обыденных наблюдений. Например, заметив как, подбирая под себя ноги и подкладывая подушки, на неудобные «взрослые» стулья забираются дети, дизайнер тут же создал проект стула . У этого изобретения помимо небольшого сидения есть подушка, чтобы опираться коленями. «На Востоке такая поза не означает ничего недостойного и вульгарного. Впрочем, я сознаю, сколь трудно изменить формы поведения, к которым люди давно привыкли», — говорит Кастильони. Модель Primate подчёркивает возвращение к эргономике, внимание к природе человеческого тела.
kastiliano5.jpg http://interior.com.ua/images/kastiliano5.jpg
Помимо мебельной сферы Акилле Кастильони очень много работал в области дизайна света. Он сотрудничал с такими известными производителями, как ARTELUCE, FLOS, FONTANA ARTE. Светильники, спроектированные для этих фабрик, принесли ему подлинную славу. Например, вытянутый узкий Luminator (1956 г.) на трёх длинных ножках, увенчанный лампой без абажура, или Arco (1962 г.) — светильник, висящий на длинной дуге, которая крепится к мраморному блоку.
По мнению историков дизайна, Агсо изменил образ итальянской столовой, упразднив классические светильники над столом. Обе модели и сегодня остро актуальны и модны. Декораторы очень любят помещать их в интерьеры или использовать при оформлении выставочных мебельных стендов.
Несмотря на возраст Кастильони до сих пор бодр и полон идей. С 1969 по 1993 год он продолжал преподавать на архитектурном факультете в Турине и Милане, готовя новые поколения дизайнеров. А на Миланской мебельной выставке 98 года известная фабрика MOROSO демонстрировала новинку — невесомое кресло «40/80», созданное Кастильони в соавторстве с Ферруччо Лавьяни. Присутствовавшие при создании прототипа могли видеть, как 80-летний Акилле, усевшись на пол, кроил ткань, а 40-летний Ферруччо в это время паял металлические трубки.
Однако, к новаторству в дизайне - по мнению Кастильяно - нужно подходить весьма осторожно и ответственно. «Новый дизайн должен определяться в большей степени потребностями, а не страстью к стилистическим изменениям. В конечном счёте, дизайн — это просто проектирование. Человек, создающий вещь, значит гораздо меньше, чем та польза, которую она принесёт. Главное, чтобы она была нужна людям и получилась доступной всем».

По материалам www.interior.com.ua

myHouse.ru »

Темы: #кастильони #акилле #дизайн #дизайна #вечно #kastiliano5 #interior #братья #джакомо #мебель #allunaggio

2011-3-16 14:49

Источник: myHouse.ru