Непобедим тот народ!

Непобедим тот народ!

Но в какой-то момент архиповская творческая линия сделала крутой вираж. Художник «перековался» в коллекционера. У простых людей в обиходе Володя встречал самодельные вещи, которые и формой, и содержанием посрамляли творения многих актуальных художников. Он стал эти вещи собирать. Поначалу Архипов пытался объединить народный дизайн с собственными объектами в рамках серьезных выставочных проектов. Но в конце концов целенаправленно и осознанно занялся коллекционированием.

Собрание росло, превращая мастерскую в запасник. Но Архипов не мог (и не хотел) остановиться. То выпросит за «спасибо» ведерко, вырезанное из детского резинового мяча, то купит по сходной цене самогонный аппарат. Там хозяева подарят ему стеллаж из спичечных коробков для хранения всяких мелочей, тут пожалуют странную проржавевшую вешалку... И мало-помалу соберется уйма фантастических вещей – действительно уникальное собрание российского-советского вещевого фольклора.

Искусствоведы склонны рассуждать о коллекции как об эстетическом феномене. Нам же гораздо интереснее социальная подоплека. Сразу видно: шедевры сработаны в ситуации хронического товарного дефицита. Недаром сам Архипов называет их «вынужденными вещами». Хотя, в конце концов, элементарные житейские потребности всегда были мощным фактором развития цивилизации. И в каком-то смысле именно нужда вела человечество по дороге великих технических открытий.

С фольк-коллекцией Архипова может идентифицировать себя практически каждый взрослый гражданин нашей страны. При всей штучности и прихотливости экспонатов, зрители легко угадывают в них намек на собственное материальное окружение.

В нашей семье, например, имелась телевизионная антенна, которую отец лет 30 назад изладил из металлических прутьев моей детской кроватки (были такие в начале шестидесятых: с откидной веревочной сеткой, напоминающей волейбельную). Довольно ржавые «усы» антенны, прикрепленные к бросовой чурочке, достигали в размахе метров трех, не меньше, – на зависть соседям. И «ловила» эта антенна гораздо лучше фабричной.

Никогда не забуду полиуретановый болгарский чемодан, принадлежащий одному моему родственнику. От модного, но хрупкого импортного изделия практически сразу отвалилась пластиковая ручка. Находчивый владелец, не долго думая, оснастил чемодан мощной архипрочной ручкой из дерева и металла, сняв ее с огромного инструментального ящика.

Недавно у знакомых я наблюдал в действии простейшее самодельное устройство, заменяющее «фумитокс». Принцип прост. Старый электрический утюг, который давно не используется по прямому назначению, укрепляется на специальной подставке подошвой вверх, на него – антикомариная таблетка. Агрегат включается в розетку, и таблетка поджаривается, как на сковороде.

Думаю, по самым скромным прикидкам, количество «вынужденных вещей» в нашем отечестве сопоставимо с количеством российских семей (точную цифру даст очередная перепись населения). В общем, обладателей – миллионы. Но одному лишь Архипову пришла в голову гениальная идея собрать эти предметы вместе и превратить в красноречивый материальный «документ эпохи».

Владимир проводит жизнь в «фольклорных» экспедициях. Он уже объездил Московскую, Рязанскую, Тверскую, Владимирскую губернии. Совсем недавно вернулся из Воронежской. С ним всегда – фотоаппарат и диктофон. Помимо собственно предметов и фотоснимков (есть объекты, которые, не унесешь: например, кусты малины, «одетые» под зиму в женские чулки-эластик) важную часть коллекции составляют магнитофонные записи – рассказы самодельщиков о том, как, когда и при каких обстоятельствах мастерили они свои шедевры. Послушать бы эти интервью идеологам «общества потребления» и прогрессивным рекламным деятелям!

Важна ли для самого Владимира Архипова социальная обусловленность коллекции? Думаю, да. Он не хуже нас понимает, что в одной какой-нибудь антенне, собранной из алюминиевых вилок, гораздо больше информации о народе и стране, чем во всех печатных «Правдах» вместе взятых...

Вещи, представленные на этих страницах – мизерная часть собрания, насчитывающего сегодня около 400 предметов. Коллекция уже демонстрировалась европейской публике, выставлялась в нескольких московских галереях. Нынешней осенью Владимир везет ее в Австралию. Интересно, как откликнется на наше «народное искусство» экзотический континент, где до сих пор высокие технологии уживаются с промыслами аборигенов?

M2

myHouse.ru »

Темы: #архипов #вещи #коллекции #гораздо

2011-3-16 19:34

Источник: myHouse.ru