Лофт : жилье для оригиналов

Лофт : жилье для оригиналов

В переводе с английского «лофт» означает «верхний этаж склада или промышленного помещения», и это многое объясняет. Лофт - просторная квартира, расположенная в бывшем индустриальном здании. Детали из промышленного прошлого - балки, трубы, бетон и кирпич - придают «фабричному» жилью особую прелесть.

Лофт имеет чисто американское происхождение. Впервые такое жилье появилось в конце 20-х гг. XX в. в Нью-Йорке на Манхэттене и в восточном Квинсе. Во времена Великой депрессии встали тысячи предприятий. Заброшенные фабричные, складские и подсобные помещения стали отдаваться под жилье по низким арендным ставкам. Почти сразу лофты облюбовала богема - художники, музыканты, писатели, артисты... Творческую публику привлекала нестандартность таких помещений, а также огромные площади, позволяющие создавать мастерские, студии, галереи, бюро. В 1960-е гг. самым ярким поклонником жизни в стиле лофт был основоположник поп-арта Энди Уор-хол. Его «фабричная» квартира располагалась на Восточной 47-й улице в Манхэттене. Здесь маэстро жил и работал вместе с учениками. Увлечение богемы лофтами подогрело интерес истеблишмента. Преуспевающие бизнесмены оценили самобытность квартир, расположенных в исторических промышленных зданиях. Бывшие производственные помещения вошли в моду, и цены на них скакнули вверх. Так лофт занял достойное место на рынке престижных квартир и снискал репутацию жилья для богатых оригиналов.

От Америки до Европы

В те же 1960-е лофт перекочевал за океан - в Англию, Германию, Австрию и Голландию - и начал завоевывать Европу. В Великобритании пионером лофтов стал район Клеркен-велл на севере Лондона. Однако массовое распространение «фабричное жилье» получило в эпоху правительства Маргарет Тэтчер. «Толчком для развития концепции «лофт» в Великобритании послужили экономические действия правительства, когда в силу вступил закон, уравнявший в правах индустриальные помещения с офисными в черте города, - комментирует Александр Шаталов, директор компании Intermark. - Он позволил собственникам устанавливать на промышленные помещения такие же высокие арендные ставки, как и на офисные. Это привело к массовому освобождению заводских и фабричных объектов. Дальше сработал тот же механизм, что и в США, - богема стала использовать эти помещения под жилье, выражая принципиально иное отношение к жизни». В чем же секрет популярности «фабричного» жилья? В США и Великобритании существует мнение, что лофт -даже не стиль жизни, а отношение к ней. Это отказ от буржуазной повседневности в пользу свободного мироощущения. Внутри лофт вызывающе нестандартен.

Основной принцип его устройства - огромное открытое пространство, которое насчитывает не одну сотню квадратных метров, а порой переваливает и за тысячу. Зайдя в такое помещение, можно разглядеть его противоположный угол, поскольку обычно изолируются только спальня, санузлы и подсобные помещения. Многометровые потолки, окна-витрины, металлические балки и несущие конструкции создают в лофте особую атмосферу. Пространство служит фоном для оригинального убранства, где преобладают металл, стекло и пластик. В таких квартирах хорошо смотрится оригинальная мебель в стиле поп-арт, которая расставляется без привязки к стенам. В отделке часто используются материалы с претензией - экзотические породы деревьев, необычная каменная плитка и т. п. Стены делаются максимально простыми, чтобы «играли» произведения искусства. Состаренная кирпичная кладка считается особым шиком.

«Одну из таких квартир я видела в Нью-Йорке, - рассказывает Юлия Артемьева, начальник отдела маркетинга компании «Калинка-Риэлти». - Это был небольшой по американским меркам лофт площадью 400-500 кв. м. В квартиру поднимался решетчатый лифт, и прямо с порога ошеломляло огромное, нестандартное пространство. Хозяин - художник русского происхождения - разбил свой лофт на две зоны: небольшую жилую и просторную рабочую. Мастерская одновременно служила ему площадкой для экспозиций - там периодически устраивались выставки и вечеринки. А еще запомнилась игра света: приватная зона была темной, рабочая - светлой».

Сегодня лофты существуют практически в каждом американском и европейском мегаполисе. Они расположены не только в престижных центральных районах, но и на окраинах, где «нетиповое» жилье стоит дешевле. На Западе спрос на старые промышленные помещения настолько велик, что их осталось немного, а потому застройщики возводят новые здания в стиле лофт. По словам Александра Шаталова, зарубежные ценители видят разницу между «индустриальным» жильем как таковым и строительством новых зданий, где воссоздаются идеологические мотивы концепции лофт - гигантские пространства, многометровые потолки, окна на всю стену и т. п. «Этот вариант является скорее стилизацией, его правильное название - апартаменты в стиле лофт», - считает он.

Мода на лофты дошла и до постсоветского пространства. Например, такой проект уже есть в Риге, где 2003 г. на Кипсале заявил о себе элитный жилой комплекс, созданный на базе старинной фабрики по производству гипса. Архитекторы Марис и Зайга Гайлисы сохранили исторический облик здания и оформили жилое пространство согласно стилю лофт.

Столичный римейк

В Москве лофт в чистом виде пока не представлен. Хотя элементы промышленного стиля на уровне дизайна элитных квартир и пентхаусов замечены, а значит, публика проявляет интерес к модному на Западе жилью. Риэлторы в свою очередь тоже уделяют внимание теме лофтов - уже лет пять на рынке ведутся разговоры, что «фабричное» жилье все-таки появится в столице. Однако заинтересованные в таких проектах компании карты раскрывать не торопятся.

Для появления лофтов есть предпосылки - планы московского правительства по выводу промышленных предприятий из центра города, что в том числе решит проблему нехватки земли для жилищного строительства. Среди таких объектов - памятники архитектуры, подлежащие реконструкции, которые вполне могут стать площадками для организации лофтов. Наиболее вероятная из них - кондитерская фабрика «Красный Октябрь», расположенная на Берсеневской набережной. В рамках инвестиционной программы «Золотой остров» производство переводится на территорию концерна «Бабаевский», а под жилые дома отдается большая часть площади предприятия. Исторический фасад фабрики будет сохранен, сооружения, не представляющие архитектурной ценности, снесены, а корпуса, относящиеся к памятникам промышленной архитектуры, предполагается реконструировать. В них-то и могут быть организованы лофты.

«А что еще можно предложить застройщику, если не модное слово «лофт», когда есть историческое здание, которое нельзя сносить? - рассуждает Надежда Кот, управляющий директор компании Kirsanova Realty. - И модно, и вроде бы деваться некуда. Думаю, с учетом того, какими темпами выводится производство, на появление лофта в ближайшее время вряд ли можно рассчитывать. Одно дело - выпустить постановление, другое - реализовать его. Существует масса подводных течений, и я бы не проявляла оптимизма в этом вопросе».

Тема лофтов на московском рынке вообще окружена скепсисом. Эксперты указывают на многочисленные сложности реализации подобных проектов. Земля в центре стоит дорого, а промышленные предприятия занимают огромные площади. Учитывается еще и состояние промышленных зданий: потребуются огромные средства на их реконструкцию, поэтому у специалистов есть сомнения насчет экономической целесообразности начинаний. По словам Марины Маркаровой, управляющего директора компании Blackwood, инвестору дешевле снести промышленное здание и возвести на его месте новое жилье, а не вести трудоемкую реконструкцию, согласовывая проект в различных инстанциях.

Существует также мнение, что индустриальная среда столицы не совсем подходит для организации лофта в классическом виде.

«Промышленные предприятия строились в Москве с размахом. В столице нет компактных фабричных зон, поэтому идеальный лофт - перестроенное индустриальное здание, окруженное такими же домами, - в принципе невозможен. Скажем, между крупными фабриками «Красный Октябрь», «Трехгорка» и предприятием на Остоженке, которое сейчас выводится из центра, - огромные расстояния», - комментирует Дмитрий Кузнецов, первый заместитель генерального директора Корпорации МИАН.

По оценке экспертов, в столице еще не сформировалась культура грамотной эксплуатации исторического фонда. В худшем случае старые постройки сносятся, в лучшем - реконструируются и отдаются под объекты инфраструктуры и офисы. Так произошло с фабрикой «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе, где, по мнению риэлторов, мог бы получиться идеальный лофт. Она была реконструирована, и на ее площадях появились офисы, галереи, рестораны.

Не каждое промышленное здание годится для организации лофтов - в нем должны быть большие окна и проемы, не слишком «глубокие» этажи и т. п. «Лично нам найти в Москве подходящие помещения не удалось. Мы искали долго, но безрезультатно. Зато обнаружили нужный комплекс в Санкт-Петербурге, и, может быть, там у нас появится такой проект», - делится планами Камерон Сойер, президент компании GVA Sawyer.

Кто выберет лофт

Как отмечают маркетологи, если провести опрос в США, каждый студент скажет, что такое лофт и хочет ли он в нем жить. А вот российская публика в большинстве своем вряд ли способна ответить на эти вопросы четко. Так что говорить о рынке потребителей «фабричного» жилья у нас пока не приходится. Впрочем, выделить потенциальные целевые группы можно уже сегодня. По словам Юлии Артемьевой, идею лофтов могут поддержать представители бизнес-элиты, достигшие определенного благосостояния и не связанные семейными узами. Оптимальный возраст - 35-40 лет. Вторая потенциальная группа - золотая молодежь. Состоятельные родители вполне могут купить детям модное жилье на период обучения в вузе. Для этой категории покупателей лофты будут чем-то вроде дорогих спортивных автомобилей - с одной стороны, непрактичны, зато красивы и стоят дорого.

«Покупатель может найтись для любого товара, - комментирует Надежда Кот. - Однако чтобы позволить себе жить в лофте, нужно быть супермодником и вести определенный образ жизни. В такой квартире сложно представить играющих детей или жену-домохозяйку. Это выбор одиноких людей, натуре которых лофт будет созвучен. Сомневаюсь, что среди них найдутся представители богемы в силу финансовой стороны вопроса. В отличие от Запада, у нас нет состоятельной публики от искусства. По сравнению с верхушкой элитного рынка - преуспевающими бизнесменами, представители шоу-бизнеса и артистической среды находятся в более дешевом сегменте, их заработки не позволяют подняться в другую нишу». К появлению на рынке лофтов покупателей нужно долго готовить. Респектабельная публика сегодня тяготеет к классическим решениям и настороженно относится к новым тенденциям. По словам Дмитрия Кузнецова, россияне, со своей любовью к особнякам и дворцовой роскоши, могут не принять промышленное жилье. Тем более - элитное. «Как ни реконструируй индустриальную постройку, внешне она все равно останется фабрикой или заводом. А ведь большинство покупателей дорогого жилья хотят жить в красивом доме, а не в бывшей электростанции», - утверждает он.

Эксперты прогнозируют, что в случае появления лофтов в столице цены на них станут формироваться исходя из общих принципов элитного жилья. А значит - существенно отличаться от того, что есть на рынке, они не будут. Однако есть риск, что покупатели не воспримут адекватно стоимость нового товара. Одно дело, когда строится элитный дом и цены на квартиры диктует рынок. Другое - когда появляется нетиповое жилье с огромной площадью, предполагающее значительную сумму сделки. Стоит ли игра свеч -главный вопрос, которым задаются сегодня риэлторы. Ведь лофт - продукт для московской публики совершенно неиспробованный, и тот, кто отважится выйти с ним на рынок, будет рисковать...

Прогноз

Надежда Кот, управляющий директор компании Kirsanova Realty:

«В Нью-Йорке лофты считаются модными и престижными. Будет ли так в Москве - сказать сложно. С другой стороны, если бывшие фабрики и заводы можно преобразовать в модное, стильное жилье - почему нет? Определенная часть потребительской аудитории наверняка это поймет и пойдет за новым товаром. Главное -чтобы за проектом стояли профессионалы. Чтобы сделать лофт, нужен вкус и стиль. Он должен быть выполнен настолько качественно, чтобы чувствовалось: это действительно дорогое жилье».

Юлия Артемьева, начальник отдела маркетинга компании «Калинка-Риэлти»:

«Если лофт появится на московском рынке, это будет штучный товар - как пентхаус. Из разряда произведений дизайнерского искусства, продукт «вне рынка». Фактически, это должен быть новый брэнд, требующей специальной раскрутки. Если соблюдать определенные правила ведения маркетинговой стратегии, успех у лофтов будет».

Александр Шаталов, директор компании Intermark:

«Если говорить о концепции «лофт» в Москве, необходимо отталкиваться от перспектив развития рынка элитного жилья. Сегодня к нему прикован интерес множества игроков, и в дальнейшем это приведет к обострению конкурентной борьбы за покупателя. Особое внимание будет уделяться новым нишам, где можно будет утвердиться и «собрать сливки». Концепция «лофт», вероятно, будет одной из них. Полагаю, прежде всего получит распространение строительство новых жилых домов с «апартаментами в стиле лофт». Если пробный шар окажется успешным, это направление получит дальнейшее развитие».

«Новый Адрес»

myHouse.ru »

Темы: #лофт #жилье #лофтов #помещения #компании #рынке #жилья #лофты #москве #стиле #здание #столице #пространство

2011-3-16 16:05

Источник: myHouse.ru