Карло Бартоли - 'реальная табуретка важнее виртуального гарнитура'

Карло Бартоли - 'реальная табуретка важнее виртуального гарнитура'

Работы итальянского дизайнера Карла Бартоли тоже легко найти в крупнейших музеях, посвященных дизайну. Кресло "Гайа", спроектированное для фабрики "Arflex", находится в постоянной коллекции Нью-йоркского Музея Современных Искусств, стул "София", разработанный для фабрики "Bonaldo", занял почетное место в постоянной коллекции Люблянского Музея Архитектуры. Маленькое кресло "Бриз", изготовленное фабрикой "Segis", находится в Музее Дизайна "Витра" и в Музее Дизайна в Салониках. В 1996 г. оно было удостоено премией "ID" за оригинальный дизайн, премией "I.I.D.A." в категории "лучший дизайн" в США и премией "Red Dot" немецким Дизайнерским Центром федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Диван "Тьюб", изготовленный фабрикой "Rossi di Albizzate", и маленькое кресло "Бриз" были удостоены премией "I.F." за хороший промышленный дизайн в 1996 и 1997 гг. в Ганновере.
Но стулья, диваны, шкафы и прочие вещи, сделанные Бартоли, предназначены не только музея. При всех своих художественных качествах они верой и правдой служат людям в домах, офисах, ресторанах. В чём же секрет его работ, пришедшихся одинаково по вкусу и "созерцателям" и "потребителям".

Кто сей дизайнер и откуда?

bartoli6.jpg

Карло Бартоли родился в 1931 г. в Милане, там же начал свою профессиональную деятельность. Перед этим он окончил Миланский политехнический институт с целью заниматься впоследствии интерьерным проектированием и промышленным дизайном. Преподавал дизайн на Высших курсах промышленного дизайна во Флоренции и Риме, а ныне живет и работает в итальянском городе Монзе.
В качестве дизайнера - Карло Бартоли работал во множестве мебельных итальянских компаний, - таких, как Accademia, Antonangeli, Arclinea, Arflex, Con & Con, Ernesto Meda, Matteo Grassi, Kartell, Merati, Rossi di Albizzate, Segis, Tisettanta, Varenna-Poliform. В двух фирмах - Colombo Design и Segis - он был директором. Список международных выставок, в которых участвовал Бартоли, не уступает по длине его послужному списку. Это выставки в Милане ("Триеннале" 1968, 1983, "Евродомус" 1970, XVI "Компассо д'Оро"), в Нью-Йорке (Музей Современных Ремесел, 1968, Музей Современных Искусств, 1969), в Любляне ("Двухлетие промышленного дизайна", 1968), в Лондоне (Музей Виктории и Альберта, 1970), в Турине ("Евродомус", 1972), в Праге (Музей декоративных искусств, 1972), в Киото (1979), в Гонконге (1979), в Афинах ("Дзаппион Мегарон", 1980), в Кёльне (Городской музей, 1981), в Буэнос-Айресе (монографическая выставка "Карло Бартоли: тридцать лет дизайна", 1997).
В последние годы Бартоли активно занимается сохранением памятников архитектуры и защитой окружающей среды. В настоящее время читает в политехнических институтах Милана и Турина лекции и проводит семинары по методам промышленного дизайна и отношениям между дизайнером и предприятием.

Говорит Карло Бартоли (из интервью журналу "Design Addict", 2001):

bartoli3.jpg

- Глядя на ваши сегодняшние модели стульев, чувствуешь их лейтмотив - мягкость. Скругленные углы, овальные прорези... Даже жесткое пластиковое сиденье кажется мягким, хотя я знаю, что это не так. Вашу модель Gaia - низкое кресло, похожее на свернутое стеганое одеяло, и ваши новые произведения Mito и Cloud - хрупкие на вид, будто стремящиеся вверх, офисные стулья из разноцветного дымчатого пластика разделяют 30 лет. Насколько вы изменились, как художник, за это время?
- Сегодня я мыслю теми же категориями, что и три десятка лет назад. Мне, кажется, в начале своей работы я выбрал удачное направление, а дальше развивал его, искал новые формы его выражения.
Понимаете, я очень люблю людей и уважаю их быт даже в мелочах. Уверен, что стул, кресло, шкаф, "заново изобретенный" каким-либо художником, должен войти в жизнь того, кто его купил, мягко, ненавязчиво. Никакой агрессии, никакой визуальной резкости. Новые полимерные материалы, которые сейчас появились в огромных количествах, как раз и помогают решить эту задачу. С их помощью дизайнеры могут "подделывать" свою мебель под старинные, привычные людям модели, понемногу внося в них перспективные, новые черты. Именно так поступал и я в течение этих 30 лет: из моего пухлого маленького кресла понемногу "вылупилось" другое - более удобное, более современное.
Но это произошло не сразу, а путем медленной, постепенной трансформации. Потому люди и приняли мои произведения благосклонно: у них было время к ним адаптироваться.
- Вы работаете с самыми разными материалами - тканью, кожзаменителем, пластиком, деревом... Что для каких вещей вы выбираете?
- Это зависит не только от моего желания. Дизайнер редко бывает вольным художником - чаще всего он выражает чьи-то интересы. В выборе материала я обязан следовать установкам фирмы, с которой работаю на данный момент. Кроме того, для меня важно, чтобы моя идея не обошлась производителю слишком дорого. Только ограничив себя двумя этими аспектами, я начинаю выбирать наиболее подходящую "глину" для своих "скульптур".
- Уже упомянутое кресло Gaia, предложенное вами публике в 1967-м, было сделано из полиэстера. Модель тогда произвела фурор. Что вы думаете о современных молодых дизайнерах, которые активно осваивают искусственные материалы - стекловолокно, модифицированный полиэстер, фанеру, которой можно придать любую форму?
- Мне кажется, сейчас взгляд на полимерные вещества в мебельном деле изменился. Да, почти 30 лет назад я сделал то кресло: тогда оно было новым и по форме, и по содержанию. А теперь мои молодые коллеги пытаются выдвинуться только за счет материала. Считается, что если какая-то банальная вещь сделана из нового пластика, то это хит сезона. Это не так - это спекуляция на новинках химической промышленности.
- Карло, над чем вы работаете сейчас? Что собираетесь делать в XXI веке?
- Я держу руку на пульсе человеческих потребностей. Мне кажется, что людям еще нужно то, что я придумываю. Я буду делать это и в третьем тысячелетии. Все, на чем можно сидеть, работать, есть, складывать книги, играть, ставить технику - мебель для дома и офиса. Работая постоянно над предметами материальными, я, как художник, испытываю огромный соблазн заняться виртуальным дизайном, творить на экране компьютера. Но я сдерживаю себя, поскольку реальная табуретка для человека важнее целого виртуального гарнитура.

По материалам www.interior.com.ua

myHouse.ru »

Темы: #бартоли #кресло #карло #дизайна #музей #современных #новые #дизайн #премией #искусств #важнее #музея #реальная

2011-3-16 14:51

Источник: myHouse.ru