Человек, архитектура, дизайн и все остальное…

Человек, архитектура, дизайн и все остальное…

Иначе говоря, и в архитектуре, и в искусстве интерьера наконец-то появилась обратная связь, без которой, прямо скажем, любое развитие идет очень медленно и не совсем естественно. И поскольку возникновение этой обратной связи было достаточно быстрым и не в меру резким, то это явление можно назвать почти революционным. Но отличие этой «революции» - в ее эволюционности, так как ее делают не «специалисты-революционеры», а сам народ, которому ужасно захотелось красоты. И не просто захотелось, а захотелось до такой высокой степени накала эстетической энергии, что они, заказчики, стали весьма и весьма требовательны к архитекторам и дизайнерам, проводя их порой по не слишком широкому коридору воплощения своих индивидуальных идей. Художникам и дизайнерам в таких условиях стало работать значительно сложней, но именно трудности как раз и развивают. Но чем этот тяжелый и творчески напряженный этап закончится, мы увидим только лет через десять - году в 2014-м, а может быть и раньше...
Если вы еще не заметили, насколько важны для российского дизайна и архитектуры сегодняшние изменения, то поторопитесь обратить на это внимание, чтобы потом, когда-нибудь, вы смогли бы сказать своим внукам: «Я это видел...».

Художником становится тот, чье искусство востребовано. Значит, художников, так же, как и портных, и строителей, и представителей многих других профессий, создает народ, то есть потребитель в хорошем смысле этого слова. У каждой национальности свои потребности, поэтому художники и архитекторы разных стран очень не похожи в своем творчестве друг на друга.
Каждому народу нужны свои дома, свои интерьеры, своя мебель. Но вот парадокс современного мира - в рамках какой-нибудь одной нации современным индивидуумам хочется непременно иметь свой личный стиль. Кому-то хочется всего ультрасовременного, кого-то наоборот тянет «в старину», а кто-то сам начинает изобретать свои принципы построения рукотворного мира - интерьера, архитектуры, дизайна. В мире воцаряется плюрализм, эклектика, нормальный здоровый эгоцентризм, а вместе с ним и удивительная терпимость к чужому вкусу и философии. А может быть, так и надо? Мир растет, увеличивается физически и информационно, становится более сложным, разнообразным и терпимым. Похоже, мы все всегда мечтали жить именно в таком мире. И получив такое большое счастье одно на всех, каждый из нас начинает задумываться о себе... Ведь дело не только в паркете, обоях или фасадах домов, а в том, что нас заставляет искать именно свой стиль, именно свою красоту, именно свой смысл?

Нет такого человека, который захотел бы ходить в чужой одежде, пусть даже эта одежда красивая, модная, дорогая. Потому что каждому из нас сознательно или нет, но хочется и в одежде, и в манере ее носить выразить свою индивидуальность, свою неповторимость. А каждый из нас действительно неповторим, и с этим не считаться нельзя. Вот и приходится портным напрягать свою фантазию. А нам - свою. Ведь одежда, которая нами продумана (а иногда и придумана), творчески «выстрадана», становится как бы более своей, более «ближе к телу».
Так, пожалуй, и во всем остальном: если придумал сам какой-нибудь рецепт приготовления пусть самой простой, но «своей» жареной картошки - то она уже вкусней, а если что-то там нарисовал на клочке бумаги - то это сразу становится для нас «шедевром». Некоторые называют это субъективностью восприятия мира. Но можно сказать и по-другому - каждый человек окружает себя в жизни чем-то своим, порой ему одному понятным и дорогим, делая таким образом ближайший мир вокруг себя похожим на свой внутренний, на свое духовное «я». Так мы утверждаем себя, выражая этим древнюю и вечно молодую идею: «Я живу, я есть». Ибо только что-то делая, что-то создавая, и можно ощутить всю полноту жизни.
Но одеждой обычно это дело не кончается. Человек, ощутивший пьянящий вкус творчества, начинает, как правило, переустраивать и все остальное - свою комнату, квартиру, дачу. Ведь все это является частью нашей жизни, а значит и по стилю, и «по духу» должно быть похожим на нас. Кому-то нравится антиквариат и классика, а кто-то признает лишь хай-тек.
Психологи объясняют это очень просто - человек, живущий в адаптированном к себе мире, тратит на жизнь в таком мире гораздо меньше энергии, получая при этом гораздо больше положительных эмоций, что в свою очередь положительно отражается на его психическом и соматическом здоровье... что опять же в свою очередь дает ему дополнительную энергию, которую можно потратить на дальнейшее благоустройство этого мира... И так бесконечно... Не об этом ли думал тот самый писатель, что сказал знаменитую фразу «Красота спасет мир»?

Главное – не красота стала отступать, а красота пришла в народ Итак, преобразовывая мир вокруг себя, мы тем самым облегчаем себе жизнь. Если, конечно, мы правильно его преобразуем. А если неправильно? Тогда, как это известно психологам, неправильный мир начинает негативно влиять на нас. Помните кварталы, аккуратно застроенные ужасно ровными коробочками домов? Специалисты знают, что как раз именно в таких микрорайонах был повышенный уровень преступности среди молодежи и солидный процент стрессовых заболеваний среди людей пожилых. Так «некрасота», созданная руками людей, мстила своим создателям...
Теперь-то мы понимаем, что архитектура и дизайн - вещи очень серьезные, но для этого надо было сначала понаделать много ошибок.
И пожалуй, самое главное, что нам удалось понять - это то, что в процессе создания архитектуры или интерьера надо обязательно знать и учитывать, каким образом созданный руками человека искусственный мир будет влиять на самого человека, который все-таки был и остается неотъемлемой частью мира природы. Сегодня для современного архитектора главной задачей является не просто создание красивого объекта, а создание такой среды, в которой и мы, и наши дети станем более гуманными, более мудрыми, более талантливыми. А учиться этому есть у кого - природа всегда рядом с нами. Не надо только забывать, что мы ее дети. Но похоже, что современный человек понимает это гораздо лучше, чем его же предки триста-четыреста лет назад. И это радует. И людей, и природу...

И осознав себя частью матери-природы, современному человеку вдруг очень сильно захотелось сделать частью природы и весь мир своих вещей: от музыкального центра до комода, от ботинок до автомобиля. Дизайн стал меняться... Если раньше архитекторы и дизайнеры чаще всего делали просто кубики и параллелепипеды, весьма изящно украшенные цветочками и листочками, то современный художник более точно понимает, что именно на самом деле надо заимствовать у природы - принцип. Принцип логичности, функциональности, конструктивности. И вещи, создаваемые современными архитекторами и дизайнерами, становятся все более похожи на произведения самой природы. Да и мы, представители народа, тоже сильно изменились. Если раньше творения испанского архитектора Антонио Гауди нам казались слишком фантастичными, то теперь многие из нас уже понимают, что самое фантастичное в этом мире - сама природа. И поэтому мы начинаем подражать ей во всем - и в форме, и в технологии, и во многом другом.
Даже современные боевые самолеты стали похожи на огромных птиц, порой не уступая им ни в проработанности форм, ни в плавности линий. Но если в авиации красота буквально просчитана математически, то в интерьере до этого пока еще не дошло: ведь сначала необходимо накопить богатый фактический материал.
И сегодня этот процесс накопления идет полным ходом. Сейчас даже подростки знают, что излишняя прямолинейность и геометричность в архитектуре и дизайне - это не лучший путь к красоте. Они, наше новое поколение, выбирают то, что посложнее, что «позакрученней», чем иногда и раздражают пожилых, выросших в свое время в закрашенных зеленой краской неестественного оттенка школьных коридорах , гулять в которых на переменках разрешалось только парами и только правильно организованным «человекопотоком» - только «по» или только «против» часовой стрелки (как видите, связь между средой обитания и поведением человека всегда очень сильна).

Да, воздействие на человека им же созданной искусственной среды обитания - это процесс чрезвычайно сложный и очень серьезный, оттого и мало изученный. Мы отлично понимаем, что самолет с плохой аэродинамикой (проще говоря - некрасивый) либо вовсе не взлетит, либо упадет. А чем может закончиться проживание человека в некрасивой комнате, некрасивой квартире, некрасивом городе? Летчик, садясь в современный самолет, может не беспокоиться - вероятность риска очень мала. Но кто подсчитывал степень риска от общения с не красотой? Кто сможет сказать, каким станет человек, если у него в комнате - некрасивые (теперь уже можно сказать - неправильные) обои и мебель? Кто сможет утверждать, что детям расти в некрасивом городе не опасно? Кто скажет, что не красота наших улиц и домов не убивает в человеке что-то очень важное, что крайне необходимо человеку для жизни в сложной и развивающейся Вселенной, а не просто на улице «Советской»? На самом деле не только в космосе, но и на Земле, скажем, просто для того, чтобы жить на работе и в семье полной, плодотворной и счастливой жизнью, необходимо быть в меру творческим человеком. Ведь каждый день должен быть наполнен событиями, желательно - интересными и приятными. А создание такой жизни для себя и близких уже требует наличия у нас воображения и фантазии. Получается, что художником, поэтом или просто остроумным человеком надо быть отнюдь не для того, чтобы прославиться, а для того, чтобы быть талантливым мужем и отцом (или - женой и матерью). И вообще - быть творческим человеком приятно.
Давно уже замечено, что творческие люди не только на работе, но и в быту создают вокруг себя особую, неповторимую и удивительно самобытную среду. Видимо, таким образом они стремятся создать вокруг себя особый мир, который помогал бы им творить, создавать новое, творчески переосмысливать старое.
И раньше, когда художников было не так много, как сегодня, окружающие их люди, сами не стремясь к такой жизни, всегда говорили о них как бы немного снисходительно и чуть свысока, словно о детях: «Ну, это же художники!».
То есть художники и не художники как бы жили по разные стороны эстетических баррикад. Народ, прозванный кем-то сверху «массами», надев с утра что-нибудь серенькое и выпив стакан чая, бежал на заводы и фабрики, чтобы создавать там материальные ценности для всей страны, а художники продолжали в творческих муках искать что-нибудь лично для себя, а находили что-то красивое и прекрасное для всех. Но все это «красивое» попадало чаще всего на выставки, в художественные салоны, в коридоры элитных гостиниц, иногда в кабинеты высоко сидящих, реже - в музеи, точнее - в подвалы музеев.
Но вот прошло время, и вдруг многое стало меняться. Во-первых, появились художественные рынки... Это просто удивительно. Ведь на рынках всегда продавали овощи и фрукты - то есть пищу, которая нужна всем.. А теперь - живопись... Значит она нам сегодня нужна почти так же, как и пища, и почти в таких же количествах? Вполне возможно. Когда ходишь по таким вот рынкам (например, у Дома художника), то ощущения возникают самые фантастические, идешь по такому ряду - справа картины, слева картины, всюду художники, всюду красота, всюду дух живописи, поэзии и чего-то еще... и кажется, что время там настолько реально и материально, что можно буквально дышать им, как воздухом... Время теперь действительно другое - сорок лет назад нам такое и не снилось: художники на свои рынки несут и несут картины, а народ их все берет и берет... Фантастика. Многие из особо идейных людей мечтали о том, чтобы народ в нашей стране жил бы духовной жизнью, но началось все это только после их ухода.
Во-вторых, художников в наше время становится все больше и больше, да и сама основная масса населения, не имеющая специального художественного образования, сегодня разбирается в искусстве все-таки лучше, чем сто лет назад. Поэтому и спрос на произведения искусства сегодня неизмеримо выше.
Все это говорит о том, что люди стали совсем иными, что они хотят жить иначе, проще говоря - потребитель (в хорошем смысле слова) стал более грамотным и утонченным. А это значит, что явление эклектики, как совершенно здорового смешения стилей, будет развиваться, а если даже и нет, то на одной улице всегда будут уживаться дома в разных стилях разных эпох, и это нормально. В общем-то они всегда уживались, но с той лишь разницей, что строили их в разные времена, а вот в наше время не возбраняется строить даже средневековый замок.

В общем, плюрализм, всегда свойственный людям искусства, вдруг легко и без шума «шагнул в массы». И все стало меняться. Куда-то отошли каноны, прописанные на желтых страницах учебников, мода как явление где-то еще осталась, но уже перестала «диктовать», а эклектика, которой раньше пугали детей архитекторов, сегодня уже никого больше не смущает - ведь каждый знает, чего он ищет и чего он хочет... или почти каждый. Но время еще есть.
Главное – не красота стала отступать, а красота пришла в народ. Мы ее увидели, оценили, и потянулись к ней... И она осталась.

Павел Сапунов

Еженедельный журнал "Строительный Сезон" №15 (2004)

myHouse.ru »

Темы: #красота #мир #время #художники #народ #человека #становится #мире #мира #что-то #дизайн #захотелось #природы

2011-3-16 15:56

Источник: myHouse.ru